Нанизывание бус разной формы

На занятии дети продолжают учиться чередовать предметы по форме.

Подготовьте по восемь деревянных или глиняных бусин круг­лой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каж­дого ребенка (диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квад­ратной бусины — 2 см), толстые нитки или тонкие шнуры для на­низывания (рис. 51).

Кукла принесла в корзиночке много бусин и просит детей сде­лать для остальных кукол украшения.

Покажите детям бусины, скажите, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, опре­делите порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Теперь пригласите к своему столу кого-либо из наиболее подготовлен­ных детей и предложите выбрать из коробочки две бусины (ша­рик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что бусины чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каж­дому ребенку, дает отобрать пару бусин разной формы и в опре­деленном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Такой поря­док нанизывания диктуется неустойчивостью положения шарика на столе. При нанизывании в обратном порядке шарик может скатиться, упасть со стола. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусину на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик, шарик, кубик». После индивидуального обучения и выяснения воз­можностей каждого из малышей им можно раздать материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически дает словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе предметов и выполнении действий. Как и на предыдущем занятии, внимание детей фиксируется на пред­варительной подготовке предметов для нанизывания. От ребят, которые усвоили принцип чередования, можно не требовать пред­варительного выбора и подготовки необходимой пары предметов. Важен конечный результат. Воспитатель, разложив нитку с буса­ми, вместе с каждым малышом проверяет ход его действий: «Шарик, кубик, шарик, кубик, снова шарик, кубик» и т. д. Не­правильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малы­шу выполнить задание правильно.

В конце игры-занятия соберите у всех бусы, отметьте, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения игрушкам, находящимся в комнате.

Игра-занятие проводится один раз и продолжается 8— 10 минут.

Нанизывание бус разного цвета

Продолжаем учить детей чередовать предметы, но уже по цвету.

Каждому малышу нужны восемь бусин двух цветов (красного и белого) одинаковой величины и формы (бусы могут быть дере­вянными или глиняными. Диаметр каждой бусины равен 2 см), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коро­бочки для бус (рис. 52).

Игра-занятие начинается приходом в гости кукол, которые приносят бусины и для которых дети делают украшения.

Обратите внимание детей на то, что бусины разного цвета. Отобрав две из них (белую и красную), объясните: «Эта бусин­ка белая, а еще есть вот такая — красная, как флажок или ягод­ка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого, цве­та, а затем вот такого, красного, цвета». Всякий раз слово-на­звание цвета сопровождается показом предмета данного цветово­го тона. Не следует требовать, чтобы дети обязательно запоми­нали, как называется тот или иной цвет. Основная задача — учитывать цвет в практической деятельности.

Далее руководство осуществляется так же, как и на преды­дущем занятии. Вначале дети отбирают и нанизывают бусины па общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно. Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подго­товке материала для нанизывания: каждую пару бусин класть на стол так, чтобы белую было удобнее взять в первую очередь.

Детям, которые быстро и без труда выполняют задание, мож­но предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т. д. Основой для успешно­го чередования других цветовых сочетаний является именно бе­лый, хорошо знакомый цвет. (Слово белый раньше других слов, обозначающих цвет, усваивается ребенком.)

Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправиль­но нанизанные бусы и предлагает малышу выполнить задание не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в по­элементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую, бусинку, а теперь — другого цвета, вот такого, красного» и т. д.

Как правило, дети с удовольствием манипулируют разноцвет­ными предметами, и неважно, если кто-то из них с трудом справ­ляется с заданием. Нельзя гасить эту радость требованиями обязательного запоминания названий цвета.

По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшест­вующем занятии, предварительно завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу и надеть украшения куклам.

Игра-занятие проводится с детьми один раз и продолжается 8—10 минут.

 

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С УПЛОТНЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ДВУХ ЛЕТ)

Раскладывание однородных предметов разной величины

На две группы

Цель занятия — фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины, учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материалом послужат деревянные круги, квадраты, прямо­угольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 боль­ших и 5 маленьких предметов одинаковой формы, фактуры и цвета.

Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кру­гов и говорит, что у него много разных кружков. Показывая де­тям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (малень­кие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить так, чтобы в одной стороне были большие, а в другой — маленькие предметы.

  Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по одному предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по одной паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуаль­ный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие — квадраты, третьи — овалы, четвертые — треугольники, пятые — пря­моугольники. Каждый одновременно оперирует с пятью пред­метами одной и пятью предметами другой величины одинаковой формы.

Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке больших и маленьких треугольников или квадратов, а также овалов или прямоугольников. На одном занятии малыш может сгруппировать 2—3 разновидности больших и маленьких предметов.

В ходе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется раз­ным уровнем подготовленности ребят, посещающих детские уч­реждения сравнительно недавно, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствием навыков организованного по­ведения на занятиях.

В занятии принимают участие 8—10 детей. Занятие прово­дится один раз и длится 10—12 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: