Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

На занятии внимание детей обращается на форму предметов, формируются простейшие приемы установления тождества и раз­личия формы однородных предметов. Дети учатся сопоставлять форму по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Используются деревянные круги, квадраты, овалы, треуголь­ники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каж­дому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 дру­гой формы.

Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов, обращая внимание на то, что предметы разной формы. Затем объясняет детям, что все их надо рассорти­ровать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы — в другую. Воспитатель показывает детям кружок и гово­рит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель дает им возможность положить в соответствии с образцом по два предмета разной формы.

Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоя­тельного выполнения задания. Сначала детям предлагают пред­меты резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют квадратами и овалами, третьим предлагают ова­лы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повтор­но, но уже с предметами более близкой формы: кругами и ова­лами, квадратами и прямоугольниками и т. д.

На данном занятии дети могут рассортировать предметы раз­нообразной формы 2—3 раза.

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

На занятии закрепляется умение детей группировать предметы по величине. Они учатся соотносить разнородные предметы, вы­бирая из двух величин одинаковой формы.

Понадобится 6—8 решеток с большими и маленькими отвер­стиями и комплектами соответствующих вкладышей; в каждой решетке должно быть четыре больших и пять маленьких от­верстий.

Воспитатель показывает детям решетку с большими и малень­кими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круг­лые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные «окна», большие и маленькие, и вкладыши тоже разного размера, ими можно закрыть все «окна»: большие — большими, маленькие — маленькими. Воспитатель размещает по одному большому и ма­ленькому вкладышу в соответствующих гнездах, обращая внима­ние детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то «окно» будет закрыто плохо.

После показа и объяснения педагог приглашает к своему сто­лу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть «ок­но», но теперь уже другой вели­чины

Потом воспитатель раздает детям индивидуальный мате­риал для самостоятельного вы­полнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и малень­кие круги, другие оперируют с большими и маленькими квад­ратами, третьи — с овалами, четвертые — с прямоугольниками, пятые — с треугольниками. При дифференцированном под­ходе младшие дети размещают круглые вкладыши, которые вхо­дят в гнезда легко. Только после этого им дается другой ма­териал.

Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники. Здесь требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые не могут вложить квадрат в квадратное отверстие, воспи­татель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон.

Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, дает­ся возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадрат­ные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные.

Таким образом, на одном занятии дети могут выполнить задание 2—3 раза, оперируя всякий раз разнообразными пред­метами.

Занятие проводится один раз и длится 10—12 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: