На занятии внимание детей обращается на форму предметов, формируются простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов. Дети учатся сопоставлять форму по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Используются деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 другой формы.
Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов, обращая внимание на то, что предметы разной формы. Затем объясняет детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы — в другую. Воспитатель показывает детям кружок и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель дает им возможность положить в соответствии с образцом по два предмета разной формы.
|
|
Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами и овалами, квадратами и прямоугольниками и т. д.
На данном занятии дети могут рассортировать предметы разнообразной формы 2—3 раза.
Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях
На занятии закрепляется умение детей группировать предметы по величине. Они учатся соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.
Понадобится 6—8 решеток с большими и маленькими отверстиями и комплектами соответствующих вкладышей; в каждой решетке должно быть четыре больших и пять маленьких отверстий.
Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные «окна», большие и маленькие, и вкладыши тоже разного размера, ими можно закрыть все «окна»: большие — большими, маленькие — маленькими. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах, обращая внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то «окно» будет закрыто плохо.
После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть «окно», но теперь уже другой величины
|
|
Потом воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие оперируют с большими и маленькими квадратами, третьи — с овалами, четвертые — с прямоугольниками, пятые — с треугольниками. При дифференцированном подходе младшие дети размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только после этого им дается другой материал.
Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники. Здесь требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые не могут вложить квадрат в квадратное отверстие, воспитатель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон.
Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, дается возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные.
Таким образом, на одном занятии дети могут выполнить задание 2—3 раза, оперируя всякий раз разнообразными предметами.
Занятие проводится один раз и длится 10—12 минут.