На занятии у детей закрепляется умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Вам понадобятся восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветов, грибочки и палочки тех же цветов (рис. 50). Грибочки и палочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки или другим материалом.
Поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов в спектре, покажите детям куклы, одетые в разноцветные платья (красное, оранжевое, желтое, зеленое, синее, фиолетовое). Рассматривая вместе с детьми очередную куклу, обратите внимание на красоту ее платья.
Куклы выстраиваются на столе в радужный ряд. Куклы в белой и черной одежде находятся по краям. Черный цвет ярче оттеняет красный, а белый — фиолетовый. Любуясь куклами, объясните детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, будто солнышко яркое светит и сияет радуга.
У каждой куклы есть свои игрушки: грибочки и палочки, но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свои игрушки.
|
|
Поставьте на стол перед каждым ребенком по кукле и предложите выбрать грибочки того же цвета, что и платье у куклы. Дети, сидящие за одним столом, выбирают грибочки из общего материала. За столиками для занятий лучше посадить детей по трое. Тогда они смогут выбирать игрушки заданного цвета из материала трех цветов.
После того как дети найдут грибочки и положат их рядом с куклой, предложите им отобрать из общего материала палочки.
В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, а вначале внимательно смотрели на игрушки, находили глазами нужные и только после этого брали их для куклы.
В конце занятия можно предложить детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены в соответствии со спектральной последовательностью, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале грибочки, затем палочки.
Игра-занятие продолжается 10—12 минут и повторяется два раза.
Нанизывание больших и малых бус
Цель занятия — учить детей чередовать предметы по величине.
Для каждого ребенка понадобятся по восемь деревянных или глиняных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины равен 2 см, маленькой—1 см), тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
Покажите детям красивую куклу, поясните, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и дети тоже должны поздороваться с куклой. Посадите ее на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, покажите детям, что там лежат большие и маленькие бусины и нитки. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, возьмите вначале большую, затем маленькую бусину и нанижите их на нитку одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, попросите взять из коробочки большую и маленькую бусины, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусину, а затем маленькую. При обратном порядке чередования предметов детям труднее справиться с заданием, так как их в первую очередь привлекает большая бусина.
|
|
После того как все дети нанижут по две бусины на общую нитку, похвалите их, наденьте кукле бусы и скажите, что она благодарит детей за украшение.
Затем скажите детям, что кукла принесла еще много бусин, и раздайте каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания.
Вам необходимо внимательно следить за работой малышей. Одним детям надо помочь продеть нитку в отверстие бусин, другим — напомнить о чередовании предметов: «Сначала большая бусина, потом маленькая, снова большая и маленькая»; третьих предостеречь: «Не торопись, смотри внимательней».
Правильность выполнения задания всеми детьми зависит от предварительного отбора пары предметов разной величины и четкого чередования больших и маленьких бусин.
По мере выполнения детьми задания воспитатель собирает готовые бусы и кладет их себе на стол, а детей просит убрать коробочки из-под бус. Предлагает всем посмотреть, как много бус сделали они для кукол. Завязав узлами концы ниток, воспитатель раздает готовые бусы детям и предлагает надеть красивые украшения всем куклам, находящимся в группе.
Данная игра-занятие проводится с детьми один раз продолжительностью 8—10 минут.
Примечание. Во время самостоятельных игр детям полезно давать различные шнуры и кольца для нанизывания. Для этого можно использовать и катушки из-под ниток, а вместо шнуров — прыгалки со снятыми с одной стороны рукоятками.