Рекомендации по составлению конспекта

Конспектирование ‑ переработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла. Сокращение осуществляется различными способами. Это может быть как переформулирование, т.е. перевод текста на доступный студенту язык, так и выделение ключевых слов с последующим отбрасыванием второстепенной информации. Конспект может быть оформлен в виде цитат, связанных друг с другом логическим переходом. Часть текста может быть представлена в виде структурно-логических схем, рисунков, таблиц.

 

 

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 ‑ 1837) – величайший русский поэт, драматург и прозаик, один из создателей современного русского литературного языка. Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «Пушкин ‑ наше всё».

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Сожжённое письмо», письменно ответьте на вопросы:

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?

5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

 

СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО


Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...


 

Задание 3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…», письменно ответьте на вопросы:

1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз?

2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

3. Подробно ли описан образ героини? Почему?

 



Я ВАС ЛЮБИЛ

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Задание 4. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», письменно ответьте на вопросы:

1. Перечислите библейские образы? Каков их смысл?

2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

4. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

5. Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

 

ПРОРОК


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


 

Задание 5. Прочитайте отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, определите особенности каждого стихотворения.


1. Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!

Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;

За лаврами спешишь опасною стезей

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

(«К другу стихотворцу», 1814)

 

2. Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

(«К морю», 1824)

 

3. В отдалении от вас

С вами буду неразлучен,

Томных уст и томных глаз

Буду памятью размучен;

Изнывая в тишине,

Не хочу я быть утешен, –

Вы ж вздохнете ль обо мне,

Если буду я повешен?

(«Е.Н. Ушаковой», 1827)

 

4. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

(«Няне», 1826)

 

5. Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек

(«Моя эпитафия», 1815)

 

6. Я видел смерть; она в молчанье села

У мирного порога моего;

Я видел гроб; открылась дверь его;

Душа, померкнув, охладела...

Покину скоро я друзей,

И жизни горестной моей

Никто следов уж не приметит;

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит,

И погасающий светильник юных дней

Ничтожества спокойный мрак осветит.

(«Элегия», 1816)

 

7. Вечерняя заря в пучине догорала,

Над мрачной Эльбою носилась тишина,

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала

Туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою,

С равниной синих вод сливался небосклон.

Один во тьме ночной над дикою скалою

Сидел Наполеон.

(«Наполеон на Эльбе», 1815)

 


 

Задание 6. Выполните тест по биографии и лирике А.С. Пушкина.

 


1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841        В) 1799-1837

Б) 1789-1828         Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург        В) Киев

Б) Москва              Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет               В) 12 лет

Б) 8 лет                 Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая                В) 1 января

Б) 21 октября        Г) 19 октября

5. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) «Лициния»

Б) «Воспоминания в Царском Селе»

В) «Городок»

Г) «Деревня»

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин          В) В.Кюхельбекер

Б) А.Дельвиг         Г) П.Чаадаев

7. Назовите жанр стихотворения «Вольность».

А) мадригал          В) баллада

Б) стансы              Г) ода

8. Из какого стихотворения строки: «Мы ждем с томленьем упованья/ Минуты вольности святой»?

А) «К Чаадаеву»   В) «Поэт»

Б) «Вольность»    Г) «К морю»

9. Какое стихотворение Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) «Поэт»             В) «Пророк»

Б) «Поэт и толпа» Г) «Я памятник себе…»

10. Какое историческое событие предшествовало написанию стихотворения «Пророк»?

А) Отечественная война 1812 г.

Б) восстание декабристов 1825 г.

В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.

Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

11. Какие темы были развернуты в элегии «К морю»?

А) тема революционного преображения

Б) тема природы

В) тема свободы и несвободы

Г) патриотическая тема

12. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

А) «Бахчисарайский фонтан»

Б) «Цыганы»

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Кавказский пленник»

13. Соотнесите стихотворения и их жанры.

А) «На холмах Грузии»   1) элегия

Б) «Вольность»                2) послание

В) «К Чаадаеву»               3) эпиграмма

Г) «На Воронцова»          4) ода

14. Распределите стихотворения по их тематике.

А) пейзажная

Б) философская

В) свободолюбивая

Г) назначение поэта и поэзии

Д) дружба

Е) любовная

1) «Во глубине сибирских руд»

2) «Памятник»

3) «К Чаадаеву»

4) «Пророк»

5) «Я помню чудное мгновенье»

6) «Зимнее утро»

15. Соотнесите стихотворения и их адресаты.

А) «Я помню чудное мгновенье»

Б) «Мадонна»

В) «Я вас люблю…»

Г) «Сожженное письмо»

1) Е. Воронцова

2) Н. Гончарова

3) А. Керн

4) А.Осипова


 

Задание 7. Во время Болдинской осени Александр Сергеевич Пушкин (по сюжетам легенд, созданных в средние века) написал пьесу «Каменный гость».

«Каменный Гость» занимает особое место в ряду «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Главный герой произведения, дон Гуан, во многом наделён чертами самого автора ‑ в повествовании событий (возвращение дона Гуана из ссылки в Мадрид), в биографических деталях («наши поэты сами господа») и в чертах характера. Он талантливый поэт, ветренный любовник, при этом увлекается искренне и именно искренностью покоряет.

Прочитайте отрывки из пьесы «Каменный гость», письменно ответьте на вопросы.

1. Каким предстаёт перед нами главный герой?

2. Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему?

 

А.

Монах: «…развратный, // Бессовестный, безбожный Дон Гуан…».

Лаура: «…Мой верный друг, мой ветреный любовник…».

Дон Карлос: «…Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец…».

Дона Анна: «…О, Дон Гуан красноречив – я знаю, // Слыхала я; он хитрый искуситель. // Вы, говорят, безбожный развратитель, // Вы сущий демон. Сколько бедных женщин // Вы погубили?..»

 


Б. Дон Гуан:

«…Слуга покорный! я едва-едва

Не умер там со скуки. Что за люди,

Что за земля! А небо?.. точный дым.

А женщины? Да я не променяю,

Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,

Последней в Андалузии крестьянки

На первых тамошних красавиц – право.

Они сначала нравилися мне

Глазами синими, да белизною,

Да скромностью – а пуще новизною;

Да, слава Богу, скоро догадался –

Увидел я, что с ними грех и знаться –

В них жизни нет, всё куклы восковые;

А наши!..»

 

 

В. Дон Гуан:

«…Давно или недавно, сам не знаю,

Но с той поры лишь только знаю цену

Мгновенной жизни, только с той поры

И понял я, что значит слово счастье.

Не правда ли, он был описан вам

Злодеем, извергом – о Дона Анна, –

Молва, быть может, не совсем неправа,

На совести усталой много зла,

Быть может, тяготеет. Так, Разврата

Я долго был покорный ученик,

Но с той поры как вас увидел я,

Мне кажется, я весь переродился.

Вас полюбя, люблю я добродетель

И в первый раз смиренно перед ней

Дрожащие колена преклоняю...»


Задание 8. Поэма «Медный всадник» создана болдинской осенью 1833 года, напечатана полностью после смерти Пушкина. «Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации. Сам А.С. Пушкин определил «Медный всадник» как Петербургскую повесть.

Прочитайте Вступление к поэме, письменно ответьте на вопросы:

1. Зачем дано вступление?

2. Какие два пространства представлены в произведении (во вступлении)?

3. На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить?

4. Кто такой ОН? Докажите, что речь в тексте идет о Петре I. О чем мечтал Петр I? Исполнилась ли его мечта?

5. Кому бросил вызов Петр I?

6. Докажите примерами из текста, что Петербург для России имеет большое значение. Как вы понимаете эти слова?

 









МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Петербургская повесть

ВСТУПЛЕНИЕ


На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

 

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамён победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лёд,

Нева к морям его несёт

И, чуя вешни дни, ликует.

 

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: