Литературные направления

  Периодизация Признаки, особенности Особенности развития в России
КЛАССИЦИЗМ Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам Герои четко делятся на положительных и отрицательных. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия Комедия Фонвизина «Недоросль». В комедии автор пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» ‑ чувство, чувствительность Особое внимание к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности
РОМАНТИЗМ Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский)
РЕАЛИЗМ Направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений В России основы реализма были заложены в 1820-30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое
МОДЕРНИЗМ Литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс» Основная задача ‑ проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основной приём ‑ «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств В российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ  РЕАЛИЗМ Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.) Утверждались принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе. Новый образ положительного героя – борца, строителя, вожака. Романтика – органическая черта литературы социалистического реализма К социалистическому реализму относили В.В. Маяковского, М. Горького, Л. Леонова, А. Фадеева, М.А. Шолохова, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, М.С. Шагинян, Н.А. Островского, В.В. Вишневского, Н.Ф. Погодина и др.
ПОСТМОДЕРНИЗМ Термин появился впервые в 1934 году. Литература второй половины XX века Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками. В произведениях мир предстает как текст (по контрасту с классическими системами, где текст предстает как мир). Фрагментарность ирония, чёрный юмор. Автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла Т. Толстая, В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Пелевин и др.

 

& Для справки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: