| Периодизация | Признаки, особенности | Особенности развития в России | |
| КЛАССИЦИЗМ | Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам | Герои четко делятся на положительных и отрицательных. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия | Комедия Фонвизина «Недоросль». В комедии автор пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом |
| СЕНТИМЕНТАЛИЗМ | Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» ‑ чувство, чувствительность | Особое внимание к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности |
| РОМАНТИЗМ | Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) | Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть | В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский) |
| РЕАЛИЗМ | Направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах | Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений | В России основы реализма были заложены в 1820-30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое |
| МОДЕРНИЗМ | Литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс» | Основная задача ‑ проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основной приём ‑ «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств | В российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления |
| СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ | Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.) | Утверждались принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе. Новый образ положительного героя – борца, строителя, вожака. Романтика – органическая черта литературы социалистического реализма | К социалистическому реализму относили В.В. Маяковского, М. Горького, Л. Леонова, А. Фадеева, М.А. Шолохова, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, М.С. Шагинян, Н.А. Островского, В.В. Вишневского, Н.Ф. Погодина и др. |
| ПОСТМОДЕРНИЗМ | Термин появился впервые в 1934 году. Литература второй половины XX века | Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками. В произведениях мир предстает как текст (по контрасту с классическими системами, где текст предстает как мир). Фрагментарность ирония, чёрный юмор. Автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла | Т. Толстая, В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Пелевин и др. |
& Для справки:






