| Периодизация
| Признаки, особенности
| Особенности развития в России
|
КЛАССИЦИЗМ
| Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам
| Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия
| Комедия Фонвизина «Недоросль». В комедии автор пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом
|
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
| Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» ‑ чувство, чувствительность
| Особое внимание к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы
| Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности
|
РОМАНТИЗМ
| Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме)
| Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть
| В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский)
|
РЕАЛИЗМ
| Направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах
| Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений
| В России основы реализма были заложены в 1820-30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое
|
МОДЕРНИЗМ
| Литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс»
| Основная задача ‑ проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основной приём ‑ «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств
| В российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ
РЕАЛИЗМ
| Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.)
| Утверждались принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе. Новый образ положительного героя – борца, строителя, вожака. Романтика – органическая черта литературы социалистического реализма
| К социалистическому реализму относили В.В. Маяковского, М. Горького, Л. Леонова, А. Фадеева, М.А. Шолохова, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, М.С. Шагинян, Н.А. Островского, В.В. Вишневского, Н.Ф. Погодина и др.
|
ПОСТМОДЕРНИЗМ
| Термин появился впервые в 1934 году. Литература второй половины XX века
| Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками. В произведениях мир предстает как текст (по контрасту с классическими системами, где текст предстает как мир).
Фрагментарность ирония, чёрный юмор. Автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла
| Т. Толстая, В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Пелевин и др.
|