Разделы и темы | Задания | ||
Первая часть учебно-методического пособия | |||
Введение | 1 | ||
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века | |||
Тема 1.1. А.С. Пушкин | 2-12 | ||
Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов | 13-16 | ||
Тема 1.3. Н.В. Гоголь | 17-19 | ||
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века | |||
Тема 2.1. Драматургия А.Н.Островского | 20,21 | ||
Тема 2.2. Роман И.А. Гончарова «Обломов» | 22,23 | ||
Тема 2.3. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 24-28 | ||
Тема 2.4. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова | 29-38 | ||
Тема 2.5. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина | 39-41 | ||
Тема 2.6. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 42-48 | ||
Тема 2.7. Л.Н. Толстой. «Война и мир» | 49-55 | ||
Тема 2.8. Проза и драматургия А.П. Чехова | 56-61 | ||
Раздел 3. Русская литература на рубеже веков | |||
Тема 3.2. Творчество И.А. Бунина | 62-66 | ||
Тема 3.3. Проза А.И. Куприна | 67,68 | ||
Вторая часть учебно-методического пособия | |||
Тема 3.4. Поэзия начала ХХ века | 1,2,29-33 | ||
Тема 3.5. Творчество М. Горького | 34-38 | ||
Тема 3.6. Творчество А.А. Блока | 3-6 | ||
Раздел 4. Литература 20-х годов ХХ века | |||
Тема 4.1. Творчество В.В. Маяковского | 19-23 | ||
Тема 4.2. Лирика С.А.Есенина | 24-28 | ||
Раздел 5. Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века -55
| |||
Тема 5.1. Жанр антиутопии в русской прозе. Е. Замятин | 47 | ||
Тема 5.2. Творчество М.И. Цветаевой | 39-42 | ||
Тема 5.3. Творчество О.Э. Мальдельштама | 43-45 | ||
Тема 5.4. Творчество А.П. Платонова | 46 | ||
Тема 5.5. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 49-52 | ||
Тема 5.6. Творчество М.А. Шолохова | 53-54 | ||
Тема 5.7. Литература русского Зарубежья | 55-58 | ||
Тема 5.8. Творчество В.В. Набокова | 58 | ||
Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | |||
Тема 6.1. Обзор произведений военных лет | 65,66 | ||
Тема 6.2. Творчество А.А. Ахматовой | 9-13 | ||
Тема 6.3. Творчество Б.Л. Пастернака | 59-64 | ||
Тема 6.4. Лирика А.Т. Твардовского | 67,68 | ||
Раздел 7. Литература 50–80-х годов | |||
Тема 7.1. Поэзия 60-х годов 20 века | 69,70 | ||
Тема 7.2. Творчество А.И. Солженицына | 71,72 | ||
Тема 7.3. Творчество В.М. Шукшина | 73,74 | ||
Тема 7.4. Русская литература последних лет | 75-81 |
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Задание 1. Составление конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов.
Воспользуйтесь информацией данной ниже и подготовьте конспект по теме «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы».
Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.
|
|
Непрерывное изменение литературы – очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметитьисторическую ситуацию (социально-политический строй, идеология л т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).
Литературный процесс – это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.
Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.