Тематический план по дисциплине «литература»

 

Разделы и темы Задания

Первая часть учебно-методического пособия

Введение 1

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века

Тема 1.1. А.С. Пушкин 2-12
Тема 1.2. М.Ю. Лермонтов 13-16
Тема 1.3. Н.В. Гоголь 17-19

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века

Тема 2.1. Драматургия А.Н.Островского 20,21
Тема 2.2. Роман И.А. Гончарова «Обломов» 22,23
Тема 2.3. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» 24-28
Тема 2.4. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова 29-38
Тема 2.5. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 39-41
Тема 2.6. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 42-48
Тема 2.7. Л.Н. Толстой. «Война и мир» 49-55
Тема 2.8. Проза и драматургия А.П. Чехова 56-61

Раздел 3. Русская литература на рубеже веков

Тема 3.2. Творчество И.А. Бунина 62-66
Тема 3.3. Проза А.И. Куприна 67,68

Вторая часть учебно-методического пособия

Тема 3.4. Поэзия начала ХХ века 1,2,29-33
Тема 3.5. Творчество М. Горького 34-38
Тема 3.6. Творчество А.А. Блока 3-6

Раздел 4. Литература 20-х годов ХХ века

Тема 4.1. Творчество В.В. Маяковского 19-23
Тема 4.2. Лирика С.А.Есенина 24-28

Раздел 5. Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века -55

Тема 5.1. Жанр антиутопии в русской прозе. Е. Замятин 47
Тема 5.2. Творчество М.И. Цветаевой 39-42
Тема 5.3. Творчество О.Э. Мальдельштама 43-45
Тема 5.4. Творчество А.П. Платонова 46
Тема 5.5. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 49-52
Тема 5.6. Творчество М.А. Шолохова 53-54
Тема 5.7. Литература русского Зарубежья 55-58
Тема 5.8. Творчество В.В. Набокова 58

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 6.1. Обзор произведений военных лет 65,66
Тема 6.2. Творчество А.А. Ахматовой 9-13
Тема 6.3. Творчество Б.Л. Пастернака 59-64
Тема 6.4. Лирика А.Т. Твардовского 67,68

Раздел 7. Литература 50–80-х годов

Тема 7.1. Поэзия 60-х годов 20 века 69,70
Тема 7.2. Творчество А.И. Солженицына 71,72
Тема 7.3. Творчество В.М. Шукшина 73,74
Тема 7.4. Русская литература последних лет 75-81

 



ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Задание 1. Составление конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов.

Воспользуйтесь информацией данной ниже и подготовьте конспект по теме «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы».

 

Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы – очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметитьисторическую ситуацию (социально-политический строй, идеология л т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс – это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: