Сочинение-рассуждение

План

1. Вступление: Общая характеристика проблемы, актуальность, выдвижение тезиса

Слова и выражения: Я считаю, мне кажется, я уверен, я не сомневаюсь, я полагаю, несомненно, очевидно…

2. Основная часть. Доказательства тезиса. 3-5 аргументов.

Слова и выражения: Во-первых, во-вторых, тем не менее, помимо этого, кроме того, затем, более того, к тому же…

3. Вывод. Подтвердился ли тезис, выдвинутый во вступлении?

Слова и выражения: Подводя итог, исходя из всего вышесказанного, теперь стало ясно…

 

Задание 28. Выполните тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

 

1. С какой даты начинается роман?

А) 22 июня 1941 г.

Б) 19 февраля 1861 г.

В) 7 ноября 1917 г.

Г) 20 мая 1859 г.

2. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?

А) Николай Петрович Кирсанов

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Аркадий

Г) Василий Базаров

3. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

А) Базаров – Павлу Петровичу

Б) Базаров – Ситникову

В) Базаров – Аркадию

Г) Ситников – Аркадию

4. Какого цвета глаза Базарова?

А) серые

Б) карие

В) зеленоватые

Г) голубые

5. Почему Николай Петрович не попадает на военную службу?

А) папенька откупил его от службы

Б) сломал ногу, стал «хроменьким»

В) проблемы со зрением

Г) расстройства слуховых органов

6. Чей это портрет? «Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

А) Катя Одинцова

Б) Дуняша

В) Фенечка

Г) Авдотья Кукшина

7. О ком из героев романа говорится? «Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света».

А) Авдотья Кукшина

Б) Арина Васильевна Базарова

В) Фенечка

Г) Катя Одинцова

8. Узнайте героя по цитате: «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить и корону на голове».

А) Катя Одинцова

Б) Анна Сергеевна Одинцова

В) Арина Васильевна Базарова

Г) Авдотья Кукшина

9. Узнайте героя по цитате: «Черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие глаза…»

А) Павел Петрович Кирсанов

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Василий Базаров

Г) Евгений Базаров

10. Узнайте героя по цитате: «У самого Жуковского пульс щупал. Обычную желтуху предпочитает именовать «ихтером», а сон нарекает объятиями Морфея»

А) Аркадий

Б) Ситников

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Василий Базаров

11. Что перед дуэлью каждый положил себе в карман?

А) зеркальце

Б) платок

В) письмецо

Г) пулю

12. Кому посвящается роман?

А) Н.Г. Чернышевскому

Б) Д.И. Писареву

В) Н.Н. Страхову

Г) В.Г. Белинскому

13. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?

А) зеркальная

Б) последовательная

В) циклическая

Г) кольцевая

 

ТЮ́ТЧЕВ Фёдор Ива́нович (1803 ‑ 1873) ‑ известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

 

Задание 29. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились», письменно ответьте на вопросы:

1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака?

2. Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?

3. Почему вечерний час для него – «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?

4. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?

5. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?

6. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?

7. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?


***

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Задание 30. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium», письменно ответьте на вопросы:

1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?

2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?

3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?

4. Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

 

SILENTIUM [2]

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

Задание 31. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…», письменно ответьте на вопросы:

1. Определите тему стихотворения.

2. Что изображено в стихотворении?

3. Каково настроение этого стихотворения? С помощью каких художественных приемов оно создается?

***

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

И сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой –

И сколько горестных минут,

Любви и радости убитой...

Стоял я, молча, в стороне

И пасть готов был на колени, –

И страшно-грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

ФЕТ Афана́сий Афана́сьевич (1820 – 1892) ‑ русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Поздний романтик с тяготением к психологическому реализму и точности предметных описаний. Три основные его темы – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты. Представитель так называемой чистой поэзии.

Задание 32. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», письменно ответьте на вопросы:

1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?

3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе – зрительно?

6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

7. Почему венец любовного свидания – слезы, а в мире природы – заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?

***

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 

Задание 33. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…», письменно ответьте на вопросы:

1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I-II строф?

2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

3. Изменилось ли настроение в III-IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?

4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?

6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы – смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

Задание 34. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», письменно ответьте на вопросы:

1. Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.

2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?

3. Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.

4. Какой символический смысл заключен в стихотворении?

 

***

Одним толчком согнать ладью живую

С налаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец

 

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 ‑ 1877) ‑ русский поэт, писатель и публицист, революционер-демократ, классик русской литературы. Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора.

Задание 35. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ‑ итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Основной вопрос поэмы ‑ кого можно назвать счастливым на Руси? Герои поэмы – странники ‑ ищут ответ на него среди всех сословий тогдашней Руси.

Письменно охарактеризуйте героев поэмы (поп; помещик; крестьяне на ярмарке; Савелий, богатырь святорусский; Матрена Тимофеевна; Ермил Гирин; Гриша Добросклонов) по плану:

  1. социальная принадлежность,
  2. черты характера,
  3. талантливость,
  4. их представление о счастье,
  5. отношение к ним автора.

Опишите точку зрения автора на возможность быть счастливым на Руси.

Задание 36. Прочитайте отрывки из пролога и I главы поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ответьте на вопросы.

1. Какой предстает перед читателем Матрена Тимофеевна?

2. Как она описывает свою семью?

3. Как изменилась ее жизнь после замужества?

4. Какие черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?

5. Как изменилась ее жизнь с рождением Демушки?




ПРОЛОГ

«Не все между мужчинами

Отыскивать счастливого,

Пощупаем-ка баб!» –

Решили наши странники

И стали баб опрашивать.

В селе Наготине

Сказали, как отрезали:

«У нас такой не водится,

А есть в селе Клину:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже – бабы нет.

Спросите вы Корчагину,

Матрену Тимофеевну,

Она же: губернаторша...»

Подумали – пошли.

………………………

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

(Матрена Тимофеевна согласилась рассказать мужикам историю своей жизни. – Сост.)

Глава I

ДО ЗАМУЖЕСТВА

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

………………………

А выискался суженой,

На горе – чужанин!

Филипп Корчагин – питерщик,

По мастерству печник.

 

Тужила, горько плакала,

А дело девка делала:

На суженого искоса

Поглядывала втай.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором –

Пал на сердце Филипп!

………………………

Пока мы торговалися:

Филиппу я: – Уйди ты прочь!

А он: «Иди со мной!»

Известно: «Ненаглядная,

Хорошая... пригожая...»

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

………………………

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит!

Осталась я с золовками,

Со свекром, со свекровушкой,

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому,

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковой,

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому.

Мы были однолеточки,

Не трогай нас – нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать...

– Уж будто не колачивал?

Замялась Тимофеевна:

– Раз только, – тихим голосом

Промолвила она.

– За что? – спросили странники.

– Уж будто вы не знаете,

Как ссоры деревенские

Выходят? К муженьку

Сестра гостить приехала,

У ней коты разбилися.

– Дай башмаки Оленушке,

Жена! – сказал Филипп.

А я не вдруг ответила,

Корчагу подымала я,

Такая тяга: вымолвить

Я слова не могла.

Филипп Ильич прогневался,

Пождал, пока поставила

Корчагу на шесток,

Да хлоп меня в висок!

– Ну, благо ты приехала,

И так походишь! – молвила

Другая, незамужняя

Филиппова сестра.

………………………

Филипп на благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна…

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…

Не стала я тревожиться,

Что ни велят – работаю,

Как ни бранят – молчу.


 

Задание 37. Прочитайте главу IV «Демушка» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ответьте на вопросы.

1. Какие новые черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?

2. Почему Матрена оставила сына?

3. Как отреагировала на смерть сына?




ДЕМУШКА

Носила я Демидушку

По ноженкам... лелеяла...

Да взъелася свекровь,

Как зыкнула, как рыкнула:

«Оставь его у дедушки,

Немного с ним нажнешь!»

Запугана, заругана,

Перечить не посмела я,

Оставила дитя.

Вдруг стоны я услышала:

Ползком ползет Савелий-дед,

Бледнешенек как смерть:

«Прости, прости, Матренушка!

И повалился в ноженьки. –

Мой грех – не доглядел!..»

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку –

Да поздно было звать!..

Беда! Господь прогневался,

Наслал гостей непрошеных,

Неправедных судей!..

 

Допрашивали дедушку,

Потом за мной десятника

Прислали. Становой

По горнице похаживал,

Как зверь в лесу порыкивал...

Ударил кулаком:

«Молчать! Не по согласью ли

С крестьянином Савелием

Убила ты дитя?..»

Владычица! что вздумали!

Чуть мироеда этого

Не назвала я нехристем,

Вся закипела я...

Да лекаря увидела:

Ножи, ланцеты, ножницы,

Натачивал он тут.

Вздрогнула я, одумалась.

– Нет, – говорю, – я Демушку

Любила, берегла...

«А зельем не поила ты?

А мышьяку не сыпала?» –

Нет! сохрани Господь!.. –

И тут я покорилася,

Я в ноги поклонилася:

 

«Будь жалостлив, будь добр!

Вели без поругания

Честному погребению

Ребеночка предать!

Я мать ему!..» Упросишь ли?

В груди у них нет душеньки,

В груди у них нет совести,

На шее – нет креста!

(Тело Демушки «изрезали», то есть произвели вскрытие. – Сост.)

 

Туг свету я невзвидела, –

Металась и кричала я:

«Злодеи! палачи!..

Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

Не на Господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Ты дай же, Боже-Господи!

Чтоб тлен пришел на платьице,

Безумье на головушку

Злодею моему!

 

Жену ему неумную

Пошли, детей – юродивых!

Прими, услыши, Господи,

Молитвы, слезы матери,

Злодея накажи!..»

(У гробика Демушки Матрена и Савелий разговаривают о горькой, страшной судьбе крепостного крестьянина. – Сост.)

 

«Ах! что ты?

Что ты, внученька?..

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти».

– Да почему же, дедушка?

«Ты – крепостная женщина!» –

Савельюшка сказал.

Я долго, горько думала...

Гром грянул, окна дрогнули,

И я вздрогнула... К гробику

Подвел меня старик:

«Молись, чтоб к лику ангелов

Господь причислил Демушку!»


 

Задание 38. Проанализируйте по одному стихотворению А.А.Фета и Н.А.Некрасова по плану. Объем письменного ответа – 10-20 предложений.

& Для справки:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow