Библейская история о Моисее

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египтского рабства. Сотни лет прожили евреи в Египте, но, несмотря на тяжёлое положение, многим из них было грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь чудом спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить посохом по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о своём народе, питал и оберегал его. Во время жажды Господь велел Моисею ударить посохом по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они продолжали роптать[7]. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

(отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой ‑ была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна ‑ назад, ‑ там были сильные и злые враги, другая ‑ вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто ‑ ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, ‑ и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один.

Данко ‑ один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

‑ Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец ‑ все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

‑ Веди ты нас! ‑ сказали они.

Тогда он повел...

Повел их Данко. Дружно все пошли за ним ‑ верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, ‑ вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

‑ Ты, ‑ сказали они, ‑ ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

‑ Вы сказали: «Веди!» ‑ и я повел! ‑ крикнул Данко, становясь против них грудью. ‑ Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

‑ Ты умрешь! Ты умрешь! ‑ ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

‑ Что сделаю я для людей?! ‑ сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

‑ Идем! ‑ крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была ‑ там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и ‑ умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

 

Задание 36. Прочитайте легенды о Ларре и Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», письменно ответьте на вопросы и заполните таблицу «Сопоставление образов Данко и Ларры».

1. К какому из героев относит себя Изергиль?

2. А к какому герою относит героиню автор?

Критерии Данко Ларра
1. Отношение героя к толпе    
2. Отношение толпы к герою    
3. Отличительная черта характера    
4. Отношение к жизни    
5. Поступки, совершаемые героями    
6. Отношение писателя к героям    

 

Задание 37. Прочитайте пьесу М. Горького «На дне», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Определить род занятий каждого персонажа пьесы.

2. Чем занимались, кем были герои до ночлежки?

3. Как и почему герои оказались в ночлежке?

4. Почему герои не разбегаются из ночлежки?

5. Кто героев заставляет быть вместе?

6. О чём мечтают герои?

7. Обездоленные люди сегодня, кто они: несчастные жертвы обстоятельств или отбросы общества?

Задание 38. В 1902 году М. Горький написал пьесу «На дне», которая была немедленно поставлена на сцене Московского Художественного театра и имела колоссальный успех. Впоследствии пьеса ставилась множество раз не только в театрах по всей России, но и за рубежом.

Внимательно рассмотрите фотографии, на которых представлены персонажи пьесы «На дне» в исполнении актеров российских и зарубежных театров. Постарайтесь определить, какие именно герои пьесы изображены на этих фотографиях. Объясните свою точку зрения (2-3 аргумента).

Герой №1 в исполнении В. Качалова. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902 Герой №2 в исполнении Э. Рейхера. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903  
Герой №3 в исполнении М. Андреевой. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902   Герой №4 в исполнении И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Герой №5 в исполнении Р. Валентина. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 Герой №6 в исполнении И. Москвина. Спектакль Московского Художественного театра. 1902

 

 

ЦВЕТА́ЕВА Мари́на Ива́новна (1892 ‑ 1941) ‑ русский поэт, прозаик, переводчик. Черты ее поэтики: интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, ломка традиционной метрики, эксперименты над звуком, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый.

 

Задание 39. В статье о творчестве М.И. Цветаевой В. Орлов писал: «Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической». И далее: «Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации». Немалую роль в оформлении сложнейшей синтаксической структуры цветаевского стиха, подчас ломкого и импульсивного, подчас тяжеловесного и громоздкого, играет пунктуация, которая помогает ей передать и предельную уплотнённость речи, и ритмические перебои, и интонационные взлёты, и значимые паузы. Своеобразные интонации и неповторимые ритмы – это следствие необщности содержательного плана стихов Цветаевой, всего творческого мира поэта, глубокого своеобразия таланта и нелёгкой человеческой судьбы.

Читать Цветаеву трудно. Пишет она сложно. Но даже самые усложнённые её вещи неформалистичны. Затруднённая поэтическая манера была в данном случае органической формой тех мучительных усилий, с которыми поэт взволнованно и сбивчиво выражал мир своих чувств и переживаний, своё сложное, противоречивое отношение к окружающей его действительности.

Проанализируйте стиль стихов М. Цветаевой, для этого найдите следующие приемы и особенности в ее стихах:

- антитеза;

- особенности синтаксиса и пунктуации;

- градация

- цветопись;

- инфинитвная цепочку;

- анафора;

- номинативная цепочка

- инверсия

- аллитерация

 


***

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

 

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

 

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя - замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

 

Но пока тебе не скрещу на груди персты -

О проклятие!- у тебя остаешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

 


***

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную.

 

- Где, купец, твое роскошество?

«Во дырявом во лукошечке!»

 

- Где, гордец, твои учености?

«Под подушкой у девчоночки!»

 

- Где, красавец, щеки алые?

«Зá ночь черную - растаяли».

 

- Крест серебряный с цепочкою?

«У девчонки под сапожками!»

 

Не люби, богатый, - бедную,

Не люби, ученый, - глупую,

Не люби, румяный, - бледную,

Не люби, хороший, - вредную:

Золотой - полушку медную!

 

 

***

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь

ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я - маленький плясун.

Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик

Двух темных лун.

 

***

Имя твое ‑ птица в руке,

Имя твое ‑ льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое ‑ пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое ‑ ах, нельзя! ‑

Имя твое ‑ поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое ‑ поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим ‑ сон глубок.

 

***

Кто спит по ночам? Никто не спит!

Ребенок в люльке своей кричит,

Старик над смертью своей сидит,

Кто молод – с милою говорит,

Ей в губы дышит, в глаза глядит.

 

Заснешь – проснешься ли здесь опять?

Успеем, успеем, успеем спать!

 

А зоркий сторож из дома в дом

Проходит с розовым фонарем,

И дробным рокотом над подушкой

Рокочет ярая колотушка:

 

– Не спи! крепись! говорю добром!

А то – вечный сон! а то – вечный дом!

 

***

Август - астры,

Август - звезды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных -

Август!- Месяц

Ливней звездных!

 

***

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

 

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

                   Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Который уж, ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

 


 

& Для справки:

  • Антитеза – это фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.
  • Градация – это стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету.
  • Цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.
  • Инфинитвная цепочка – это последовательность глаголов в инфинитивной форме.
  • Анафора – это стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи
  • Инверсия – это обратный порядок слов.
  • Аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
  • Номинативная цепочка ‑ назывные предложения, следующие друг за другом.

 

Задание 40. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...», письменно ответьте на вопросы:

1. Кто герои этого стихотворения?

2. Выпишите в два столбика слова, относящиеся к этим героям

3. Какое слово главное в первой строфе?

4. Какие антонимичные слова есть во второй строфе?

 


***

Кто создан из камня, кто создан из глины, –

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

– В купели морской крещена – и в полете

Своем – непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская.


 

Задание 41. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «В огромном городе моем...», письменно ответьте на вопросы:

1. Найдите в стихотворении черты символизма.

2. Проанализируйте стихотворение по плану (см. задание 31).

***


В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

 

Июльский ветер мне метет – путь,

И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

 

Есть черный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет.

 

Огни – как нити золотых бус,

Ночного листика во рту – вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам – снюсь.


Задание 42. Составьте тесты (с ответами) для проверки знаний по теме «Биография и творчество М.И. Цветаевой». Разработка тестов ‑ это комплексная самостоятельная работа, которая предполагает исследование нескольких источников информации (учебники и Интернет-ресурсы), конспектирование и прорабатывание лекций, самостоятельное изучение отдельных тем, знакомство с дополнительной литературой и т.д. Составление тестов предусматривает самопроверку знаний, их систематизацию, исследование. Объем – 10-15 тестовых заданий разных видов с ответами.

 

& Для справки:









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: