Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египтского рабства. Сотни лет прожили евреи в Египте, но, несмотря на тяжёлое положение, многим из них было грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь чудом спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить посохом по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о своём народе, питал и оберегал его. Во время жажды Господь велел Моисею ударить посохом по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они продолжали роптать[7]. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
ЛЕГЕНДА О ДАНКО
(отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой ‑ была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна ‑ назад, ‑ там были сильные и злые враги, другая ‑ вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всё сидели и думали. Но ничто ‑ ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, ‑ и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один.
Данко ‑ один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
‑ Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец ‑ все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
‑ Веди ты нас! ‑ сказали они.
Тогда он повел...
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним ‑ верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, ‑ вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
‑ Ты, ‑ сказали они, ‑ ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
‑ Вы сказали: «Веди!» ‑ и я повел! ‑ крикнул Данко, становясь против них грудью. ‑ Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
‑ Ты умрешь! Ты умрешь! ‑ ревели они.
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
‑ Что сделаю я для людей?! ‑ сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
‑ Идем! ‑ крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была ‑ там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и ‑ умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...
Задание 36. Прочитайте легенды о Ларре и Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», письменно ответьте на вопросы и заполните таблицу «Сопоставление образов Данко и Ларры».
1. К какому из героев относит себя Изергиль?
2. А к какому герою относит героиню автор?
Критерии | Данко | Ларра |
1. Отношение героя к толпе | ||
2. Отношение толпы к герою | ||
3. Отличительная черта характера | ||
4. Отношение к жизни | ||
5. Поступки, совершаемые героями | ||
6. Отношение писателя к героям |
Задание 37. Прочитайте пьесу М. Горького «На дне», письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Определить род занятий каждого персонажа пьесы.
2. Чем занимались, кем были герои до ночлежки?
3. Как и почему герои оказались в ночлежке?
4. Почему герои не разбегаются из ночлежки?
5. Кто героев заставляет быть вместе?
6. О чём мечтают герои?
7. Обездоленные люди сегодня, кто они: несчастные жертвы обстоятельств или отбросы общества?
Задание 38. В 1902 году М. Горький написал пьесу «На дне», которая была немедленно поставлена на сцене Московского Художественного театра и имела колоссальный успех. Впоследствии пьеса ставилась множество раз не только в театрах по всей России, но и за рубежом.
Внимательно рассмотрите фотографии, на которых представлены персонажи пьесы «На дне» в исполнении актеров российских и зарубежных театров. Постарайтесь определить, какие именно герои пьесы изображены на этих фотографиях. Объясните свою точку зрения (2-3 аргумента).
Герой №1 в исполнении В. Качалова. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902 | Герой №2 в исполнении Э. Рейхера. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 |
Герой №3 в исполнении М. Андреевой. Спектакль Московского Художественного театра. Фото 1902 | Герой №4 в исполнении И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903 |
Герой №5 в исполнении Р. Валентина. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903 | Герой №6 в исполнении И. Москвина. Спектакль Московского Художественного театра. 1902 |
ЦВЕТА́ЕВА Мари́на Ива́новна (1892 ‑ 1941) ‑ русский поэт, прозаик, переводчик. Черты ее поэтики: интонационное и ритмическое разнообразие, стилистические и лексические контрасты, ломка традиционной метрики, эксперименты над звуком, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый. |
Задание 39. В статье о творчестве М.И. Цветаевой В. Орлов писал: «Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической». И далее: «Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации». Немалую роль в оформлении сложнейшей синтаксической структуры цветаевского стиха, подчас ломкого и импульсивного, подчас тяжеловесного и громоздкого, играет пунктуация, которая помогает ей передать и предельную уплотнённость речи, и ритмические перебои, и интонационные взлёты, и значимые паузы. Своеобразные интонации и неповторимые ритмы – это следствие необщности содержательного плана стихов Цветаевой, всего творческого мира поэта, глубокого своеобразия таланта и нелёгкой человеческой судьбы.
Читать Цветаеву трудно. Пишет она сложно. Но даже самые усложнённые её вещи неформалистичны. Затруднённая поэтическая манера была в данном случае органической формой тех мучительных усилий, с которыми поэт взволнованно и сбивчиво выражал мир своих чувств и переживаний, своё сложное, противоречивое отношение к окружающей его действительности.
Проанализируйте стиль стихов М. Цветаевой, для этого найдите следующие приемы и особенности в ее стихах:
- антитеза;
- особенности синтаксиса и пунктуации;
- градация
- цветопись;
- инфинитвная цепочку;
- анафора;
- номинативная цепочка
- инверсия
- аллитерация
***
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие!- у тебя остаешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир!
***
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.
- Где, купец, твое роскошество?
«Во дырявом во лукошечке!»
- Где, гордец, твои учености?
«Под подушкой у девчоночки!»
- Где, красавец, щеки алые?
«Зá ночь черную - растаяли».
- Крест серебряный с цепочкою?
«У девчонки под сапожками!»
Не люби, богатый, - бедную,
Не люби, ученый, - глупую,
Не люби, румяный, - бледную,
Не люби, хороший, - вредную:
Золотой - полушку медную!
***
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я - маленький плясун.
Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик
Двух темных лун.
***
Имя твое ‑ птица в руке,
Имя твое ‑ льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое ‑ пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое ‑ ах, нельзя! ‑
Имя твое ‑ поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое ‑ поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим ‑ сон глубок.
***
Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод – с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.
Заснешь – проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!
А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:
– Не спи! крепись! говорю добром!
А то – вечный сон! а то – вечный дом!
***
Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!
***
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили – рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
& Для справки:
- Антитеза – это фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.
- Градация – это стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету.
- Цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.
- Инфинитвная цепочка – это последовательность глаголов в инфинитивной форме.
- Анафора – это стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи
- Инверсия – это обратный порядок слов.
- Аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
- Номинативная цепочка ‑ назывные предложения, следующие друг за другом.
Задание 40. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...», письменно ответьте на вопросы:
1. Кто герои этого стихотворения?
2. Выпишите в два столбика слова, относящиеся к этим героям
3. Какое слово главное в первой строфе?
4. Какие антонимичные слова есть во второй строфе?
***
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская.
Задание 41. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «В огромном городе моем...», письменно ответьте на вопросы:
1. Найдите в стихотворении черты символизма.
2. Проанализируйте стихотворение по плану (см. задание 31).
***
В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет – путь,
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.
Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.
Огни – как нити золотых бус,
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.
Задание 42. Составьте тесты (с ответами) для проверки знаний по теме «Биография и творчество М.И. Цветаевой». Разработка тестов ‑ это комплексная самостоятельная работа, которая предполагает исследование нескольких источников информации (учебники и Интернет-ресурсы), конспектирование и прорабатывание лекций, самостоятельное изучение отдельных тем, знакомство с дополнительной литературой и т.д. Составление тестов предусматривает самопроверку знаний, их систематизацию, исследование. Объем – 10-15 тестовых заданий разных видов с ответами.
& Для справки: