Оценка анализа текста

При оценке анализа текста учитывается:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

 

Примечание: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.

 

Критерии оценки устного выступления:

«Отлично» – работа выполнена в соответствии с требованиями.

«Хорошо» – работа выполнена в соответствии с требованиями, имеются незначительные недостатки.

«Удовлетворительно» – работа выполнена, имеются недостатки;



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Средства художественой выразительности

Лексические

Эпитет художественное определение. Отражает неповторимость восприятия мира автором, поэтому обязательно выражает оценку и имеет субъективное значение. Деревянная полка – не эпитет, так здесь нет художественного определения, а есть только буквальный смысл – сделанный из дерева. Деревянное лицо – эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Сравнение художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Метафора скрытое сравнение, одни предметы или явления названы с помощью других
Аллегория иносказание, образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев – сила, власть; правосудие – женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением.
Олицетворение художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства.
Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них.
Литота чрезмерное уменьшение
Гротеск изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Стилистические

Повторение прием, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину
Антитеза сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов
Градация расположение мыслей в порядке их важности, силы и убедительности или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи
Инверсия изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла

Фонетические

Ассонанс повторение в строке, строфе или фразе одинаковых гласных звуков
Аллитерация повторение в строке, строфе или фразе одинаковых гласных звуков
Анафора повторение начальных звуков, слов, фраз

 

Комическое и его виды

Вид Определение
Юмор отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью, юмор настраивает на более вдумчивое (“серьезное”) отношение к предмету смеха, на постижение его “правды”, несмотря на смешные странности.
Сатира беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения, разрешающееся смехом
Ирония идейно-эмоциональная оценка, которая предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку. “Скрытность” насмешки, маска серьезности отличают иронию от юмора и сатиры
Сарказм суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии.
Инвектива резкое обличение реального лица или группы лиц
Парадокс  изречение или суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением или здравым смыслом
Пародия комическое подражание художественному произведению или группе произведений, строящееся на нарочитом несоответствии стилистического и тематического планов художественной формы
Бурлеск тип пародии, при котором низкий предмет излагается высоким стилем
Травестия тип пародии, при котором высокий предмет излагается низким стилем.

Основные требования к сочинениям

1. Соответствие содержания теме сочинения.

2. Логичность: тема должна быть раскрыта четко, последовательно, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой.

3. Аргументированность: каждое суждение должно быть доказано.

4. Грамотность.

Этапы работы над сочинением

1. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания.

2. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3. Подбор аргументов для доказательства основной мысли сочинения и расположение их в логичном порядке.

Форма доказательства может быть

· дедуктивной, когда сначала высказывается тезис (общая мысль), потом называются частные мысли (аргументы),

· индуктивной, при которой сначала называются частные мысли, затем та общая, которая ими подтверждается.

4. Подбор фактического и цитатного материала.

Виды сочинений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: