Игра 2.4. Две дорожки

 

Материал. Логические фигуры.

Содержание

I

Дети играют парами. Каждый ребенок берет из набора 5—7 разных блоков, пе­ремешивает их. Дети договариваются, кто первым будет строить дорожку. Первый игрок выкладывает все блоки в ряд. Получается дорожка. Второй игрок к каждому блоку соперника приставляет свой блок. Если он находит сходство между своим блоком и блоком соперника по любому одному свойству (одинаковые по цвету, фор­ме, размеру или толщине), то забирает себе его блок.

Затем игру начинают сначала. Каждый перемешивает свои блоки, складывает их стопкой. Первую дорожку строит уже второй игрок.

Побеждает тот, кто собирает больше блоков.

II

Количество фигур у каждого игрока постепенно увеличивается до 8—10.

Играющий забирает блок из дорожки соперника себе в том случае, если он нахо­дит сходство между блоками по двум свойствам: по цвету и форме, цвету и размеру, толщине и форме и др.

В дальнейшем дети могут играть по правилу, которое ориентирует на поиск раз­личий. Играющий забирает блок из дорожки соперника в том случае, если он на­ходит различие между блоками по двум свойствам: по толщине и форме, цвету и размеру, размеру и форме и др.

III

Количество блоков у игроков возрастает до 10—12.

Играющий забирает блок соперника в том случае, если находит сходство между блоками по трем свойствам: по цвету, форме и размеру; цвету, форме и толщине; цвету, размеру и толщине; форме, размеру и толщине.

Игра 2.5. Поймай тройку.

 

Материал. Логические фигуры или блоки.

Содержание

Дети играют в парах. Они берут 8—10 блоков, перемешивают их и складывают стопкой. Затем первый играющий снимает два верхних блока и кладет их на стол. Второй участник берет из стопки верхнюю фигуру, прикладывает ее к паре на столе и пытается найти сходство у трех фигур. Если он замечает какое-либо общее свой­ство (цвет, форму или размер), то забирает все три фигуры в качестве выигрыша. Если же играющий не находит общих свойств, то последнюю снятую фигуру кла­дет вниз стопки. Затем первый участник берет из стопки новый блок (верхний) и ищет общее свойство в новой тройке блоков.

Выигрывает тот, кто собирает больше фигур.

 

Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам.

Игра 3.1. Где чей гараж? (Логическое дерево)

Материал. Логические блоки, схемы.

Содержание

Название игры, которую вы предложите детям, будет зависеть от сюжета. Если в игре нужно помочь блокам-листочкам найти свои ветки, играйте в «Логическое де­рево». Если же водители должны поставить все машины-блоки в гаражи, то играйте в «Где чей гараж?». Вы можете ставить и другие игровые задачи, называя  игру по-своему. Основная суть игры — классификация — от этого не изменится.

I

Пусть в игре дети — водители, блоки — машины. Перед детьми располагает­ся схема (рис. 5А), на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи.

Организовать игру можно по-разному:

1) дети выполняют классификацию всей группой (одна схема и один набор бло­ков на всех); участники игры разбирают блоки-машины и поочередно «едут» в свои гаражи;

2) дети выполняют классификацию индивидуально (у каждого ребенка есть схема и набор блоков);

3) дети делятся на пары (у каждой пары есть схема и набор блоков); игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин; в случае ошибки игрок оставляет фигуру себе; выигрывает тот, кто первым выкладывает все фигуры.

Далее игра повторяется с другими схемами (см. рис. 5Б5Г).

 

Аналогичные игровые упражнения проводятся с более сложными схемами (рис. 6 и 7 соответственно).

 

Игра 3.2. Засели домик.

Материал. Логические блоки или фигуры, карточки с изображениями домиков.

Содержание

I

Перед детьми — новый дом в городе логических фигур (рис. 8А). Жители горо­да — блоки — должны в нем расселиться. Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в какие комнаты должны попасть.

Дети разбирают блоки и раскладывают их в домике. В конце проверяют резуль­таты, называют общее свойство блоков в каждой клетке (все красные, все желтые, все синие).

Упражнение повторяется с таблицами, представленными на (рис. 8, БГ.)

Педагог поощряет самостоятельный выбор признака для классификации.

 

 

II

На втором этапе при заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам. Педагог рассказывает:

— В городе логических фигур появились новые двухэтажные дома. Вот один из них (показывает рис. 9А). Расселить жильцов в такой дом не просто. Но доб­рый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие блоки должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Дети уточняют, где какие блоки должны быть размещены, и заселяют дом. В кон­це дети называют, какие блоки оказались в каждой клеточке (все толстые большие, все тонкие большие, все толстые маленькие, все тонкие маленькие).

Игры повторяют с таблицами, изображенными на рис. 9Б—Д.

Взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми признаков для классификации блоков по двум свойствам. С этой целью он предлагает изобра­жения домиков без знаков-подсказок.

Игру можно организовать по-другому. Например, дети разбиваются на пары. У каждой пары — домик и набор блоков. Игроки совместно определяют правила «расселения» блоков и по очереди выкладывают их в домик. Если кто-то допускает ошибку, то забирает ошибочный блок как штрафной. Выигрывает тот, у кого мень­ше штрафных блоков. Он может определить правила нового расселения блоков в доме.

 

III

Перед детьми сразу два домика. Они расселяют блоки, опираясь на три свой­ства: цвет, размер, толщину {рис. 10). Закончив расселение, дети говорят, какие бло­ки оказались в каждой комнате. Например, в комнате № 6 дома, расположенного слева, — все синие маленькие толстые блоки; в комнате № 6 дома, расположенного справа, — все синие маленькие тонкие блоки.

 

Игры повторяют с таблицей, изображенной на рис. 11.

 

Читаем» схемы, следуем правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: