Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам

Игра 2.1. Дорожки.

Материал. Логические блоки, три домика (макеты, изображения домиков или их условные обозначения).

Содержание

I

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить до­рожки из блоков так, чтобы поросятам интересно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Первое правило предлагает взрослый.

Например, нужно проложить дорожку так, чтобы соседние блоки в ней разли­чались по цвету.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто замечает ошибку, забирает «оши­бочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает возможность первым задать новое правило строительства и выбрать, между какими домиками будет проложена следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки мож­но выкладывать так, чтобы соседние блоки различались по размеру, толщине или форме.

Для поддержания интереса детей воспитатель меняет игровые задачи: постро­ить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд и др.

II

Усложняются правила построения дорожек. Дети при выполнении задания ори­ентируются сразу на два свойства. Например, нужно построить дорожку так, чтобы соседние блоки были одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т. д.).

Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

III

Правила построения дорожек становятся еще более сложными. Требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы соседние блоки были одного цвета, но разной формы и размера; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т. д.

Педагог не оставляет без внимания проявления инициативы и творчества детей при составлении правил, предлагает новые игровые задачи. Дети подготовительной к школе группы могут рисовать в тетрадях цепочки фигур в соответствии с прави­лами их построения.

Игра 2.2. Домино.

 

Материал. Логические фигуры или блоки.

Содержание

I

В игре участвуют шесть-восемь человек. Блоки делятся поровну между игрока­ми. Игроки договариваются об основном правиле игры: к каждому блоку следует прикладывать блоки другого цвета. Один из игроков (его можно определить с по­мощью считалки) делает первый ход - кладет на стол любой блок. Остальные по очереди также делают ходы в соответствии с правилами игры.

Тот, кто первым выложит все блоки, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Дети договариваются о новом правиле игры, например приклады­вать к блоку только блоки другой формы или другого размера.

II

В правилах игры указываются два свойства, которые должны учитывать игро­ки. Например, прикладывать к блоку можно только блоки другого цвета и размера, формы и цвета, размера и формы; такие же по цвету, но другой формы; такие же по размеру, но другого цвета и т. д.

При повторении игры правило меняется.

III

В правилах игры указываются три свойства: ходить блоками такого же цвета, но другого размера и формы (такого же размера, но другого цвета и формы; другого цвета, размера и формы и т. д.).

Игра 2.3. Найди пару.

 

Материал. Логические фигуры или блоки.

Содержание

I

В игре участвуют пять-семь человек. Половина блоков — у ведущего в мешочке (коробке), вторая половина — у игроков. Блоки расположены так, чтобы все видели их и могли  до них дотянуться.

Блоки — зайчата. Те, которые находятся у игроков, — зайчата-девочки, у веду­щего — зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каж­дому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий говорит, чем похожи братья и сестры (например, цветом), и выкладывает на стол один блок (зайчика-мальчика). Дети ищут ему пару (сестру) — блок такого же цвета. Тот, кто составляет пару раньше всех, забирает ее себе.

Ведущий поочередно выкладывает остальные блоки, а дети ищут для них пар­ные. Тот, кто собирает больше всего блоков, становится ведущим.

Пары можно составлять не только на основе сходства, но и на основе различия: одного цвета — разного цвета, одинаковые по размеру — разные по размеру, одной формы — разной формы.

При повторении игры игровые задачи меняются.

II

Дети составляют пары на основе сходства и различия блоков, опираясь на два свойства: одинаковые по цвету и форме; одинаковые по величине и толщине; оди­наковые по толщине, но разные по цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме; разные по форме и размеру; разные по цвету и форме и т. д.

Игру можно организовать уже описанным образом или иначе. Например, пред­ложите детям разделиться на пары. Каждой паре выдайте 18—20 блоков. Игроки поровну разделят блоки между собой и по очереди будут выкладывать их. Сначала первый участник выложит свой блок. Второй игрок найдет для него пару. Если пара окажется составленной верно, второй игрок заберет оба блока себе. В противном случае блок второго игрока перейдет к первому игроку. Далее свой блок выставит  второй игрок. Победит тот, кто соберет больше блоков.

III

Пары составляются на основе сходства и различия блоков с опорой на три свойства: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме

Педагог поощряет активное придумывание детьми новых правил составления пар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: