Материал. Логические блоки (фигуры), таблицы с правилами.
Содержание
Перед детьми — 7—9 блоков (круги и квадраты). Блоки выложены в ряд в произвольном порядке — это слово, которое нужно сократить по правилам. Правила отображены на схеме (см. рис. 19А).
С целью повышения интереса детей к упражнению взрослый предлагает увлекательные сюжетные ситуации, игровые задачи. Например, рассказывает такую историю: «Узнал Чебурашка, что у Крокодила Гены день рождения, и решил отправить ему поздравление по электронной почте. Он написал одно слово — „поздравляю“». Вместо букв в этом слове он нарисовал круги и квадраты. Но беда в том, что электронный оператор не принял такое длинное слово и предложил Чебурашке сократить его. Он дал Чебурашке схему с правилами сокращения слов».
Педагог помогает детям выяснить, что означает каждое правило.
Правило 1. Если в слове кружок стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами. Применять это правило нужно столько раз, сколько возможно. Затем следует перейти к правилу 2.
|
|
Правило 2. Если в слове стоят рядом два кружочка, то их надо убрать. Применять правило нужно столько раз, сколько возможно. Затем следует перейти к правилу 3.
Правило 3. Если в слове стоят рядом два квадрата, то их надо убрать. Применять правило нужно столько раз, сколько возможно.
После этого дети сокращают слово из квадратов и кругов по этим правилам в направлении слева направо. Начинают сокращать слово всегда с правила 1. В конце выясняют, что же осталось от длинного слова. Возможны различные конечные варианты:
1. один круг;
2. один квадрат;
3. два блока: квадрат слева, круг справа;
4. ни одного блока (пусто).
Упражнение повторяют с новыми «словами». Их составляют сами дети. Количество блоков в «словах» постепенно увеличивается.
Педагог стимулирует и поощряет стремление детей прогнозировать возможные варианты конечного слова. Для этого предлагает детям угадать, что останется от длинного слова после того, как его сократят. Предположения детей проверяются через практическое преобразование «слова».
В дальнейших упражнениях используются аналогичные схемы (рис. 19, Б — Г).
Важно побуждать детей самостоятельно придумывать правила сокращения слов и действовать по ним.
Анализируем, сравниваем, находим закономерности
Игра 5.1. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?
Материал. Карточки с логическими таблицами, логические блоки.
Содержание
I
Педагог рассказывает: «Винни-Пух и Пятачок — в городе логических фигур. Они хотят побывать в нескольких домах и посетить в каждом доме лишь одну фигуру». Далее педагог показывает первый дом (рис. 20А) и спрашивает: «У какой фигуры в гостях Винни-Пух и Пятачок?»
|
|
Дети решают логический квадрат, находят недостающую фигуру и кладут ее в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах; установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает в нижнем ряду.
Затем дети находят недостающие фигуры в других квадратах (например, рис. 20Б). От поиска одной фигуры переходят к поиску двух недостающих фигур (рис. 20В — Г).
II
При поиске недостающих фигур дети ориентируются на два свойства (см. рис. 21). Если их интерес к игровой задаче снижается, педагог придумывает новую. Например, предлагает угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты (фигуры в таблице — сундуки с драгоценностями), или найти утерянный хозяином ключ от квартиры и др.
III
В упражнениях используются таблицы, которые требуют анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по трем свойствам (см. рис. 22).
Педагог предлагает прежние (если дети не утратили интереса) и новые игровые задачи, например: угадать, какие камни выпали из ожерелья королевы; найти кусочек сыра, который мышонок Джерри стянул у кота Тома и т. д.
Ориентируемся на знаки-символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем) свойства
Игра 6.1. Помоги фигурам выбраться из леса.
Материал. Логические блоки или фигуры, схемы.
Содержание
Перед детьми — рис. 23. На нем изображен лес, в котором заблудились блоки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети совместно с педагогом уточняют: знаки указывают, на какую дорожку нужно свернуть, чтобы выйти из леса. Затем дети разбирают блоки и по очереди «спасают» их. При этом объясняют вслух, почему следует повернуть на ту или иную дорожку («Потому что блок синий», «Потому что блок не синий» и т.д.).
В дальнейших играх используются другие схемы (рис. 24 — 26).
Для поддержания интереса воспитатель меняет игровые задачи, наделяем фигуры и блоки различными образами. Например, каждая фигура — Дюймовочка (нужно помочь ей выбраться из мышиной норы) или блоки-корабли (надо вывести их из штормящего моря) и т. п.
Игра 6.2. Построй дом.
Материал. Логические блоки, карточки-домики, прямоугольники-«кирпичики», соответствующие размеру клеток на карточке.
Содержание
I
В игре принимают участие 8—10 человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с блоками. У каждого строителя — карточка-домик (рис. 27) и прямоугольники - «кирпичики». Задача строителей — построить свой дом.
Ведущий вынимает блоки по одному из мешочка и называет форму каждого из них. Тот, кто находит соответствующее изображение на своей карточке, получает прямоугольник - «кирпичик» и накрывает им изображение.
В конце дети сосчитывают количество «кирпичиков» на своих карточках. Тот, у кого их больше, становится ведущим.
II
Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств (рис. 28).
Ведущий, вынимая блок из мешочка, называет его цвет и форму, например «красный большой» («круглый тонкий», «синий треугольный», «большой квадратный» и т. д.).
По окончании игры каждый сосчитывает количество «кирпичиков» на своей карточке. Ведущим становится тот, у кого их больше.
III
Используются карточки, которые требуют ориентировки на три свойства — цвет, толщину и форму (рис. 29). Ведущий, вынимая блоки из мешочка, называет эти свойства, например синий толстый круглый (желтый толстый квадратный, красный тонкий прямоугольный и т. д.).
Ведущим становится тот, кто собрал большее число «кирпичиков».
И. 6.3. Лото
Материал. Логические блоки в мешочке, лото-карточки, фишки — прямоугольники, соответствующие размеру клеток на карточке (40 штук).
|
|
Содержание
Игра похожа на предыдущую. Ее отличие в том, что на лото-карточках находятся знаки отрицания свойств. В процессе игры требуется включение логической операции отрицания.
I
В игре принимают участие 4—8 человек: ведущий и игроки. У ведущего — мешочек с блоками и фишки. У каждого игрока — лото-карточка (рис. 30). Задача игроков — закрыть как можно больше клеток на своей карточке.
Ведущий последовательно вынимает из мешочка блоки и называет их форму. Тот, кто находит соответствующее изображение на карточке, получает фишку и накрывает ею изображение. Важно, чтобы дети объясняли свое право на получение фишки («Это мой блок, потому что он квадратный», «Это мой блок, потому что он не треугольный»).
Тот, кто закрывает наибольшее количество клеток на своей карточке, становится ведущим.
В последующих играх используются карточки, которые требуют ориентировки на другие свойства.
II
Играют 2—4 человека. Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств (рис. 31). Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму, например - красный треугольный.
Педагог побуждает детей доказывать право на получение фишки («Это мой блок, потому что он синий квадратный», «Это мой блок, потому что он красный и не треугольный»).
Играют 2—3 человека. Используются карточки, которые требуют ориентировки на три свойства (рис. 32).
Ведущий, вынимая блок из мешочка, называет три его свойства, например синий треугольный большой.
Педагог, как и раньше, побуждает детей доказывать право на получение фишки («Это мой блок, потому что он синий, тонкий, не квадратный», «Это мой блок, потому что он красный, толстый, не квадратный», «Это мой блок, потому что он тонкий, не круглый, не желтый»).