Игра 7.1. Загадки без слов.
Материал. Логические блоки, карточки со знаками-символами свойств.
Содержание
I
Педагог предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подскажут вам, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры».
Взрослый показывает карточку, например отображающую свойство «тонкий». Дети называют свойство, находят соответствующий блок и оставляют его себе. Тот, кто допускает ошибку, возвращает блок.
Далее предъявляются по одной карточки, отображающие другие свойства, например синий, не большой, круглый, не желтый.
С целью поддержания интереса у детей педагог предлагает разные игровые задачи (собрать для белочки съедобные грибы, найти любимое печенье Винни-Пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота и т. п.).
Сначала ведущим является взрослый, потом им становится кто-то из детей. Право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку. Выигрывает тот ребенок, у которого оказывается наибольшее количество блоков-отгадок.
II
Загадывающий предъявляет сразу два знака-символа свойств: размера и толщины (тонкий и большой, не маленький и толстый); цвета и размера (красный и большой, маленький и не синий); цвета и формы (прямоугольный и не желтый, не круглый и не синий) и др.
III
В игре загадывают сразу три совместимых свойства, например форму, размер и толщину (треугольный, тонкий, большой; толстый, треугольный, не круглый); цвет, форму и размер (круглый, не синий, большой; не квадратный, маленький, не красный); цвет, форму и толщину (не тонкий, не треугольный, желтый; не синий, не прямоугольный, не толстый) и др.
Взрослый поощряет инициативность и самостоятельность детей, предлагает новые игровые задачи.
Игра 7.2. Где спрятался Джерри?
Материал. Логические блоки, карточки со знаками-символами свойств, мышонок Джерри (маленькая плоскостная фигурка).
Содержание
I
Перед детьми выкладывают 10—12 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока, под которым спрятался Джерри. Дети по очереди ищут. Тот, кто находит мышонка, становится ведущим. Он снова прячет фигурку и с помощью карточки дает понять, под каким блоком находится мышонок.
Взрослый побуждает детей обозначать свойство блока карточками с перечеркнутыми знаками-символами (так сложнее найти мышонка). Так, для того чтобы обозначить точно цвет блока, нужны две карточки (рис. 33А).
Для обозначения формы блока нужны три карточки (см. рис. 33Б).
При повторении игры меняется состав блоков, постепенно увеличивается их количество.
Педагог каждый раз поощряет использование детьми карточек с перечеркнутыми знаками, самостоятельный переход к обозначению новой комбинации свойств.
II
Количество блоков — 10—12.
Ведущий знаками-символами обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий хочет обозначить свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это он должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.
Карточки, имеющие отношение к одному свойству, ведущий выкладывает в отдельный ряд или столбик (рис. 34).
При повторении игры частично или полностью меняется состав блоков, постепенно увеличивается их количество. Взрослый каждый раз поощряет стремление детей использовать карточки с перечеркнутыми знаками.
Ill
Количество блоков 10—12. Ведущий каждый раз указывает с помощью знаков-символов три свойства того блока, под которым спрятан мышонок Джерри. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками (рис. 35).
Необходимо постоянно поощрять стремление детей обозначать перечеркнутыми знаками как можно большее количество свойств блока.
Игра 7.3. Угадай фигуру.
Материал. Логические блоки и два набора карточек с перечеркнутыми знаками свойств на каждую пару детей.
Содержание
Дети разбиваются на пары. В каждой паре один игрок втайне от другого выбирает один блок. Игроки договариваются, какое свойство блока будет загадано (цвет, форма или размер). Затем с помощью знаков-символов первый игрок обозначает загадываемое свойство своей фигуры. Второй игрок должен угадать, что за блок у партнера, и правильно назвать свойство этого блока.
За неверный ответ игрок получает в качестве штрафной фигуры тот блок, свойство которого он не назвал. Выигрывает тот, у кого оказывается меньше штрафных фигур.
Сначала в играх загадывается только одно свойство блока, а затем два или три (например, размер и цвет; размер и форма; цвет, форма и толщина).
Карточки, обозначающие одно из двух (трех) свойств, игроки выкладывают и отдельный ряд или столбик (рис. 36).
Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, пользуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или»