Материал. Логические блоки, две игрушки (Буратино, Незнайка).
Содержание
На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки — Буратино и Незнайка. Педагог рассказывает: «Буратино и Незнайка собрались строить дома из блоков, но поссорились, пытаясь разделить блоки». Педагог предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им со строительством.
Сначала предлагается разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все не синие, а у Буратино — все остальные.
После выполнения задания дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все не синие) и какие у Буратино (все синие).
Затем блоки делят так, чтобы у Незнайки оказались все красные.
Выполнив практическое действие, дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (все не красные).
Если дети при характеристике блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), педагог уточняет: нужно назвать одно свойство, характерное для всех блоков. Если же дети отвечают словами «другие», «не такие» и пр., следует еще раз обратить их внимание на то, что у Незнайки все блоки красные, а у Буратино нет ни одного красного блока. Если дети и в этом случае не найдут нужную форму ответа, педагогу следует дать им прямую подсказку.
|
|
Упражнение можно организовывать с использованием обруча, который лежит на полу или на столе. Целесообразно наделить обруч и блоки образами, предложить различные сюжеты, например: обруч — ваза, блоки — цветы; по утрам эльфы приносят цветы Дюймовочке; некоторые из них ставят в вазу, остальные раскладывают вокруг. Педагог предлагает детям решить, какие цветы эльфы хотят поставить в вазу, и соответственно разложить блоки.
Обруч и блоки могут приобретать разные образные значения: обруч — море, блоки — корабли; обруч — домик, блоки — его жильцы; обруч — планета, блоки — ее обитатели.
Каждый раз ставьте перед детьми новые задачи:
- разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все не желтые, все круглые, все не треугольные, все желтые и т. д.;
- разложить блоки так, чтобы в круг попали все маленькие, все не квадратные, все квадратные и т. д.
Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем — дети.