II. Методика проведения мониторинга. Алгоритм

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА

Понятие «Мониторинг»

 

Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

Под мониторингом понимают:

1. Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.

2. Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.

А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.

«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».

Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.

«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».

Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».

«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».

Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.

 

Внутреннее и внешнее строение мониторинга

Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.

Вот его внешнее строение:

Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи
Мониторинг
Система сбора анализа, информации
Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений
Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза

 

 


По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:

контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.

Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.

Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.

Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).

Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.

 

Информация для принятия решений
Система информации
Система контроля
Экспертиза деятельности

 


Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.

Существующая система контроля предоставит нужные показатели.

Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.

Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).

 





Виды и сущность мониторинга, его задачи

Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:

по целям

                              (оперативный,

                               стратегический,

                               тактический);

по этапам обучения

                              (входной или отборочный;

                               учебный или промежуточный;

                               выходной или итоговый);

по временной зависимости

                              (ретроспективный;

                               предупредительный или опережающий;

                               текущий);

по частоте процедур

                             (разовый,

                              периодический,

                              систематический);

по охвату объекта наблюдений

                             (локальный;

                              выборочный;

                              сплошной);

по организационным формам

                             (индивидуальный;

                              групповой;

                              фронтальный);

по инструментарию

                              (матричный;

                               стандартизованный;

                               не стандартизованный).

Как же рациональнее организовать мониторинг в школе!

 

Этапа

 

Постановка цели
Определение объекта
 

 

 


контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка
анализ документов
наблюдение
Сбор информации
Выбор информации
Определение направлений и отбор критериев
                                                                                                        

 

 

 


Рекомендации
Обработка полученной информации
Систематизация информации, анализ
Вывод
                                                                                                         

 

 

 

 

 


                                                                                      

 

 

                         


Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.





Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.

Задачи:

– непрерывное наблюдение за качеством ЗУН;

– своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих;

– предупреждение негативных тенденций;

– осуществление краткосрочного прогнозирования развития;

– оценка эффективности.

Объектом мониторинга является класс в течение 4-х лет.

Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:

– анкетирование;

– тестирование;

– самооценка;

– наблюдение;

– контроль ЗУН учащихся;

– накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.



II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: