I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА
Понятие «Мониторинг»
Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.
Под мониторингом понимают:
1. Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.
В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.
2. Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.
А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.
«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».
|
|
Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.
«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».
Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».
«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».
Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.
Внутреннее и внешнее строение мониторинга
Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.
Вот его внешнее строение:
Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи |
Мониторинг |
Система сбора анализа, информации |
Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений |
Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза |
По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:
– контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.
Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.
Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.
|
|
Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).
Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.
Информация для принятия решений |
Система информации |
Система контроля |
Экспертиза деятельности |
Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.
Существующая система контроля предоставит нужные показатели.
Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.
Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).
Виды и сущность мониторинга, его задачи
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
– по целям –
(оперативный,
стратегический,
тактический);
– по этапам обучения –
(входной или отборочный;
учебный или промежуточный;
выходной или итоговый);
– по временной зависимости –
(ретроспективный;
предупредительный или опережающий;
текущий);
– по частоте процедур –
(разовый,
периодический,
систематический);
– по охвату объекта наблюдений –
(локальный;
выборочный;
сплошной);
– по организационным формам –
(индивидуальный;
групповой;
фронтальный);
– по инструментарию –
(матричный;
стандартизованный;
не стандартизованный).
Как же рациональнее организовать мониторинг в школе!
Этапа
Постановка цели |
Определение объекта |
контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка |
анализ документов |
наблюдение |
Сбор информации |
Выбор информации |
Определение направлений и отбор критериев |
Рекомендации |
Обработка полученной информации |
Систематизация информации, анализ |
Вывод |
Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.
|
|
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.
Задачи:
– непрерывное наблюдение за качеством ЗУН;
– своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих;
– предупреждение негативных тенденций;
– осуществление краткосрочного прогнозирования развития;
– оценка эффективности.
Объектом мониторинга является класс в течение 4-х лет.
Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:
– анкетирование;
– тестирование;
– самооценка;
– наблюдение;
– контроль ЗУН учащихся;
– накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.
II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ