При проведении мониторинга
При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.
Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.
Основное требование личностного подхода:
– видеть ребенка как целостную личность с ее интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.
Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность с ее характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.
Источником активности личности является ее потребности.
Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.
Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.
Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.
Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.
Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.
Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.
1 этап:
– анкетирование учащихся;
– выявление ведущих качеств личности;
– определение уровня заинтересованности;
– постановка задачи, определение средств и путей повышения активности каждого ученика;
– организация педагогического воздействия, подбор игровых ситуаций, планирование и распределение ролей.
2 этап:
– непосредственное осуществление индивидуально-дифференцирован-ного подхода к учащемуся с целью поддержания высокого уровня их активности;
– внесение корректив;
– педагогический поиск.
Этап
– подведение и определение достигнутых результатов.
При проведении мониторинга позволяется каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем.