Мониторинг учебных возможностей младших школьников

В качестве системной модели, включающей выделенные параметры выбрана «Оптимальная программа» изучения учебных возможностей школьника, разработанная под руководством Ю.К. Бабанского. В ней отражено единство внутренних и внешних условий, определяющих потенциал школьника в области учебной деятельности.

1. Измерение биологических особенностей:

а) физическое развитие – медработник;

б) анализ анамнеза по данным медицинской карты ребенка;

в) общий терапевтический осмотр – врачи;

г) оценка остроты зрения, слуха, речевого развития – логопед, медработник;

д) оценка физической работоспособности – учитель по методике Бурдона.

2. Измерение интеллектуальных особенностей (психолог по методике Л.А. Венгер).

3. Оценка навыков учебного труда (учитель по методике
В.Н. Зайцева).

4. Основные отношения (психолог по методике Н.Г. Лускановой «Отношение к школе» и социометрии Дж. Морено).

5. Бытовые влияния (учитель по методике А.К. Макаровой).

6. Некоторые морально-волевые качества оценивает учитель.

Так как мониторинг предполагает четко определенную по времени частоту измерений, остановились на 2 разовых замерах (ноябрь и конец апреля). Первые два учебных месяца дети адаптируются после отдыха, поэтому ноябрь – наиболее оптимальный месяц замера.

Количественные показатели для удобства фиксируются в таблицу.

Критерии

Количество учащихся по уровням

высокий средний ниже средн. низкий
I. Биологические особенности: 1. Зрение 2. Слух 3. Дефекты речи 4. Общее состояние здоровья 5. Физическая работоспособность                            Общая:                                     %   16 15 16 4 7 11,6 50,5   7 8 5 16 9 9,2 39,0   - - 2 3 7 2,4 10,5   - - - - - - -
II. Интеллектуальные особенности: 1. Внимание 2. Память 3. Наблюдательность 4. Анализ 5. Синтез 6. Сравнение 7. Обобщение 8. Выделение существенного 9. Самостоятельное мышление 10. Гибкость мышления 11. Критичность мышления 12. Логичность речи 13. Темп мышления Общая:     %   - - - 10 10 - 9 1 2 3 4 5 4 3,7 16,0   9 12 9 7 7 14 10 10 12 10 9 8 9 10 42,0   9 9 14 5 5 7 4 11 9 10 10 10 10 8,3 37,8   5 2 - 1 1 2 - 1 - - - - - 1 4,3
III. Навыки учебного труда: 1. Соблюдение режима дня 2. Умение планировать домашнее задание 3. Самоконтроль 4. Организованность на уроке 5. Темп чтения 6. Темп письма 7. Темп вычитания 8. Темп выполнения заданий Общая:     %     3 5 5 10 8 9 5 6,4 28,0     20 14 11 11 10 8 10 12 52,2     - 4 7 2 5 6 5 5 18,0     - - - - - - 3 0,4 2,0
IV. Основные отношения: 1. Отношение к учению 2. К учителю 3. К коллективу 4. К родителям Общая:   %   5 4 - 11 5 22,0   14 19 23 17 17 74,0   4 - - 1 1 4,3   - - - - - -
V. Бытовые условия: 1. Материально-бытовые 2. Воспитательное влияние в семье 3. Образовательное влияние в семье 4. Влияние сверстников Общая:    %   14 15 9 - 9,5 41,3   9 8 10 23 12,5 54,3   - - 4 - 1 4,3   - - - - - -
VI. Некоторые морально-волевые качества: 1. Выполнение общественных поручений 2. Участие в ОПТ 3. Прилежание 4. Настойчивость в учении 5. Сознательная дисциплина Общая:     %   5 3 6 6 10 6 26,0   9 12 13 13 10 10,8 47,0   9 8 4 4 3 6 24,4   - - - - - - -

После количественного анализа каждый компонент оценивается качественно.

Зрение –

Незначительные дефекты, корректируемые применением очков.

Слух –

8 учащихся имеют незначительные дефекты, корригируемые изменением места в классе.

Дефекты речи –

У 2 школьников имеющиеся дефекты речи снижают темп учебной работы.

Общее состояние здоровья –

У 3 учащихся эпизодические заболевания ведут к снижению состояния.

Физическая работоспособность –

У 7 учащихся – пониженная работоспособность, т.к. в классе учатся дети, имеющие средний и ниже среднего уровни развития, использование усложненных, насыщенных содержательной информацией программ малоэффективно. Такой коллектив нуждается в технологиях, направленных на общее развитие.

Обучение в таком классе строится в традиционной системе, при этом применяется технология В.Н. Зайцева и методика А.М. Кушнир (обучение чтению и письму).

По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с конкретными учащимися.

По итогам следующих замеров проводится сравнительный анализ результатов развития учащихся.

Если наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если обнаруживаются негативные результаты, то проводится пристальное изучение факторов, влияющих на эти показатели. Этим занимается учитель и вся психологическая служба: психолог, логопед, социолог.


Программа действий мониторинга (алгоритм)

1. Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.

2. Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).

3. Реализация целей (для каждого ученика составляются указания, проводятся индивидуальные занятия).

4. Промежуточный контроль. Результаты коррекции сопоставляются с нормами.

5. Повторная коррекция.

6. Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.).

7. Результативность. Сравнение (требуемая степень достижения цели 85%).

8. Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).

9. Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.

10. Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется.

11. Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).

12. Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: