Как связаны концентрация СМИ и политический процесс?

На современном этапе развития общества взаимодействие средств массовой информации и политики представляется одним из наиболее актуальных вопросов. Массовые коммуникации являются неотъемлемой частью политики, которая в большей мере, чем иные сферы общественной деятельности, нуждается в различных средствах информационного обмена.

Средства массовой информации обеспечивают целостность и единство направленности действий множества людей, что не представляется возможным при непосредственном контакте граждан.

Масс-медиа как инструмент управления политическими процессами

Более того, средства массовой информации - важнейший инструмент реализации политического процесса, предоставляющий политическим факторам необходимые для их функционирования легитимность и возможность наладить отношения с общественностью. Средства массовой информации выступают связующим звеном между властью и народом, платформой для диалога между ними.

Информационная глобализация как неизбежное и исключительно важное явление оказывает влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, изменяя мотивацию экономических субъектов на микроуровне и модифицируя макроэкономическое пространство. Информационные технологии оказывают глобальное воздействие на все социально-экономическое пространство, поэтому представляется необходимым дать определение понятия информационной глобализации, оценить масштабы информационных сдвигов в современной мировой экономике, а также проанализировать степень воздействия этих сдвигов на различные сферы социально-экономической жизни. Нами рассмотрены направления информационных изменений, связанных с проявлениями глобализации на российском медиарынке.

Таким образом, глобализация и в частности ее информационная сфера является значимым явлением в современном мировом социуме. При этом необходимо понимать, что глобализационные процессы, несмотря на их многомерность и все-охватность, — не единственные значимые процессы современного мира, параллельно с ней можно отметить такие явления как глобальность и глобализм, также как глобализация, проявляющиеся, во-многом, с помощью информационной сферы и за счет нее оказывающие значительное влияние на современные политические реалии.

 

10. Назовите типы ≪пространственного направления≫ концентрации СМИ.

На сегодняшний день в исследованиях экономики СМИ существу­ют несколько теоретических моделей концентрации. В центре внима­ния исследователей прежде всего находятся два основных аспекта это­го явления: первый из них можно условно назвать стратегическим на­правлением концентрации, второй — пространственным направлением. Под стратегическим направлением концентрации подразумевается за­ложенный в нее вектор экономического роста, под пространственным — собственно характер увеличения численности медийных активов.

Анализируя существующие пространственные направления концен­трации, мы выделяем следующие ее формы: горизонтальную, вертикаль­ную и диагональную. В соответствии с этой классификацией все суще­ствующие крупные медиакомпаний можно разделить на горизонтально, вертикально или диагонально растущие.

Горизонтальная мономедийная концентрация (англ. horisontal-media concentration/monomedia expansion) — это объединение фирм, произво­дящих одинаковую медиапродукцию (радиокомпания + радиокомпа­ния) или специализирующихся на одной форме ее распространения (ка­бельная сеть + кабельная сеть). Логика горизонтального роста очевид­на: по мере расширения производства происходит сокращение многих издержек. Вариантами горизонтальной концентрации могут послужить такие структуры, как цепь (англ. chain) и сеть (англ. network). Цепь — это ряд газет или журналов, принадлежащих одному владельцу. Так, амери­канская «Gannet Company* контролирует более 80 ежедневных перио­дических изданий. Сеть — это теле- или радиовещательное объедине­ние, в котором крупная «головная» станция контролирует определен­ное количество станций-филиалов и осуществляет в сотрудничестве с ними совместное вещание. По сетевому принципу работают все веду­щие телекомпании США — ABC, CBS, NBC и Fox.

Вертикальная мономедийная концентрация (англ. vertical-media concentration) — это объединение фирм, отвечающих за различные ста­дии производства и распространения медиапродукции (газета + типог­рафия; телекомпания + телепродюсерская фирма + оператор спутни­ковой связи). Вертикальный рост выгоден, поскольку придает медиа-компаниям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления экономии ресурсов. Например, американская ки­нокомпания МСА в свое время купила фирму «Cineplex Odeon», специ­ализирующуюся на прокате фильмов.

Диагональная/перекрестная полимедийная концентрация (англ. diagonal-media concentration/cross-media expansion) — это объединение фирм, производящих различную медиапродукцию, и/или фирм, спе­циализирующихся на различных формах ее распространения (журнал + кинокомпания + интернет-провайдер + компания радиорелейных ли­ний). В результате этой стратегии появляется возможность установить контроль над ценами, перераспределять ресурсы внутри медиакомпа­ний из прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламодате­лей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Здесь нужно отметить, что все пять ведущих транснациональных «империй СМИ» построены по принципу диагональной концентрации и распрост­раняют свою деятельность на все существующие сегменты медиарынка.

Классический пример: владелец печатных изданий и телекомпаний «News Corporation» в свое время купил кинокомпанию «XX century — Fox». Этот тип концентрации вообще является самым распространенным в мире, и в частности — в современной России.

11. Назовите типы ≪стратегического направления≫ концентрации СМИ.

На сегодняшний день в исследованиях экономики СМИ существу­ют несколько теоретических моделей концентрации. В центре внима­ния исследователей прежде всего находятся два основных аспекта это­го явления: первый из них можно условно назвать стратегическим на­правлением концентрации, второй — пространственным направлением. Под стратегическим направлением концентрации подразумевается за­ложенный в нее вектор экономического роста, под пространственным — собственно характер увеличения численности медийных активов.

Что касается стратегического направления концентрации, то клас­сификация его видов крайне проста: вектор экономического роста при концентрации может быть только активным (англ. forward) или пассив­ным (англ. backward). Очевидно, что этот показатель является ничуть не менее, если даже не более, принципиальным и важным для понимания сути самого процесса концентрации СМИ.

Активный тип подразумевает такое увеличение медиасобственнос-ти, при котором владелец заведомо расширяет свои маркетинговые воз­можности. Так, приобретая сеть кинотеатров, производящая киноком­пания получает эффективный инструмент для борьбы за зрителя.

Пассивный тип концентрации, напротив, не подразумевает расши­рения маркетинговых возможностей. Купив типографию, журнал ук­репляет свою техническую базу, однако это никак не усиливает пози­ции издания при распространении среди читателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: