На современном этапе развития общества взаимодействие средств массовой информации и политики представляется одним из наиболее актуальных вопросов. Массовые коммуникации являются неотъемлемой частью политики, которая в большей мере, чем иные сферы общественной деятельности, нуждается в различных средствах информационного обмена.
Средства массовой информации обеспечивают целостность и единство направленности действий множества людей, что не представляется возможным при непосредственном контакте граждан.
Масс-медиа как инструмент управления политическими процессами
Более того, средства массовой информации - важнейший инструмент реализации политического процесса, предоставляющий политическим факторам необходимые для их функционирования легитимность и возможность наладить отношения с общественностью. Средства массовой информации выступают связующим звеном между властью и народом, платформой для диалога между ними.
Информационная глобализация как неизбежное и исключительно важное явление оказывает влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, изменяя мотивацию экономических субъектов на микроуровне и модифицируя макроэкономическое пространство. Информационные технологии оказывают глобальное воздействие на все социально-экономическое пространство, поэтому представляется необходимым дать определение понятия информационной глобализации, оценить масштабы информационных сдвигов в современной мировой экономике, а также проанализировать степень воздействия этих сдвигов на различные сферы социально-экономической жизни. Нами рассмотрены направления информационных изменений, связанных с проявлениями глобализации на российском медиарынке.
Таким образом, глобализация и в частности ее информационная сфера является значимым явлением в современном мировом социуме. При этом необходимо понимать, что глобализационные процессы, несмотря на их многомерность и все-охватность, — не единственные значимые процессы современного мира, параллельно с ней можно отметить такие явления как глобальность и глобализм, также как глобализация, проявляющиеся, во-многом, с помощью информационной сферы и за счет нее оказывающие значительное влияние на современные политические реалии.
10. Назовите типы ≪пространственного направления≫ концентрации СМИ.
На сегодняшний день в исследованиях экономики СМИ существуют несколько теоретических моделей концентрации. В центре внимания исследователей прежде всего находятся два основных аспекта этого явления: первый из них можно условно назвать стратегическим направлением концентрации, второй — пространственным направлением. Под стратегическим направлением концентрации подразумевается заложенный в нее вектор экономического роста, под пространственным — собственно характер увеличения численности медийных активов.
Анализируя существующие пространственные направления концентрации, мы выделяем следующие ее формы: горизонтальную, вертикальную и диагональную. В соответствии с этой классификацией все существующие крупные медиакомпаний можно разделить на горизонтально, вертикально или диагонально растущие.
Горизонтальная мономедийная концентрация (англ. horisontal-media concentration/monomedia expansion) — это объединение фирм, производящих одинаковую медиапродукцию (радиокомпания + радиокомпания) или специализирующихся на одной форме ее распространения (кабельная сеть + кабельная сеть). Логика горизонтального роста очевидна: по мере расширения производства происходит сокращение многих издержек. Вариантами горизонтальной концентрации могут послужить такие структуры, как цепь (англ. chain) и сеть (англ. network). Цепь — это ряд газет или журналов, принадлежащих одному владельцу. Так, американская «Gannet Company* контролирует более 80 ежедневных периодических изданий. Сеть — это теле- или радиовещательное объединение, в котором крупная «головная» станция контролирует определенное количество станций-филиалов и осуществляет в сотрудничестве с ними совместное вещание. По сетевому принципу работают все ведущие телекомпании США — ABC, CBS, NBC и Fox.
Вертикальная мономедийная концентрация (англ. vertical-media concentration) — это объединение фирм, отвечающих за различные стадии производства и распространения медиапродукции (газета + типография; телекомпания + телепродюсерская фирма + оператор спутниковой связи). Вертикальный рост выгоден, поскольку придает медиа-компаниям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления экономии ресурсов. Например, американская кинокомпания МСА в свое время купила фирму «Cineplex Odeon», специализирующуюся на прокате фильмов.
Диагональная/перекрестная полимедийная концентрация (англ. diagonal-media concentration/cross-media expansion) — это объединение фирм, производящих различную медиапродукцию, и/или фирм, специализирующихся на различных формах ее распространения (журнал + кинокомпания + интернет-провайдер + компания радиорелейных линий). В результате этой стратегии появляется возможность установить контроль над ценами, перераспределять ресурсы внутри медиакомпаний из прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламодателей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Здесь нужно отметить, что все пять ведущих транснациональных «империй СМИ» построены по принципу диагональной концентрации и распространяют свою деятельность на все существующие сегменты медиарынка.
Классический пример: владелец печатных изданий и телекомпаний «News Corporation» в свое время купил кинокомпанию «XX century — Fox». Этот тип концентрации вообще является самым распространенным в мире, и в частности — в современной России.
11. Назовите типы ≪стратегического направления≫ концентрации СМИ.
На сегодняшний день в исследованиях экономики СМИ существуют несколько теоретических моделей концентрации. В центре внимания исследователей прежде всего находятся два основных аспекта этого явления: первый из них можно условно назвать стратегическим направлением концентрации, второй — пространственным направлением. Под стратегическим направлением концентрации подразумевается заложенный в нее вектор экономического роста, под пространственным — собственно характер увеличения численности медийных активов.
Что касается стратегического направления концентрации, то классификация его видов крайне проста: вектор экономического роста при концентрации может быть только активным (англ. forward) или пассивным (англ. backward). Очевидно, что этот показатель является ничуть не менее, если даже не более, принципиальным и важным для понимания сути самого процесса концентрации СМИ.
Активный тип подразумевает такое увеличение медиасобственнос-ти, при котором владелец заведомо расширяет свои маркетинговые возможности. Так, приобретая сеть кинотеатров, производящая кинокомпания получает эффективный инструмент для борьбы за зрителя.
Пассивный тип концентрации, напротив, не подразумевает расширения маркетинговых возможностей. Купив типографию, журнал укрепляет свою техническую базу, однако это никак не усиливает позиции издания при распространении среди читателей.