2 балла — может назвать несколько умений («неумений») самостоятельно.
1 балл — может оценить свои умения после того, как их называет взрослый («А бегать?», «А водить машину? Настоящую?»).
0 баллов — неадекватно оценивает свои умения.
34. Имеет представление о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение и др.)
В ходе дидактической игры с блоками Дьенеша воспитатель показывает ребенку разные фигуры и задает вопросы: «Это что? Какой он?», потом разные предметы или игрушки из находящихся в группе и просит: «Расскажи мне про... все, что сможешь; опиши его». В случае затруднений воспитатель может попросить ребенка найти и показать круглый (красный, деревянный и др.) предмет в группе.
2 балла — ребенок сразу правильно называет цвет, материал, форму (если возможно), размер, правильно говорит о назначении того или иного предмета.
1 балл — ребенок не всегда может правильно назвать цвет, форму или размер, но обычно правильно показывает требуемый предмет (желтый круглый, большой красный и т.п.) или справляется с описанием с подсказками.
0 баллов — ребенок не может назвать свойства предмета даже на прямой вопрос: «Какой он?» либо делает ошибки при показывании заданных предметов.
35. Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.)
Воспитатель наблюдает за детьми в ходе организованной деятельности по конструированию, а также в ходе свободных игр, предлагая постройки из конструктора для создания развивающей предметной среды.
2 балла — самостоятельно создает и обыгрывает простейшие постройки
1 балл — проявляет интерес к конструированию простейших построек только в совместной со взрослым деятельности (строит, обыгрывает). Самостоятельной активности не проявляет.
0 баллов — не проявляет интереса к постройкам из конструктора, не создает и не играет в них даже в совместной со взрослым деятельности.
36. Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества
Воспитатель наблюдает за детьми в процессе организованной образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, задает детям (группе из 6-8 человек) вопросы о том, сколько предметов (тарелок, елочек, матрешек и т. п.) находится на столе (на столе, на полке и т.п.), просит принести 3 предмета (отсчитать от большего количества).
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
37. Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме
Воспитатель наблюдает за детьми в процессе организованной образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, дает детям (группе из 6-8 человек) задание выбрать из лежащих на столе фигур (круги, квадраты и треугольники одного цвета и размера) круги (треугольники), при показе круга (треугольника, шара, куба) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета треугольной (круглой) формы (воспитатель называет и показывает треугольник и круг).
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
38. Умеет сравнивать по длине путем приложения и наложения
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание сравнить по длине две полоски контрастной длины.
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя
39. Различает пространственные отношения от себя: впереди — сзади, вверху — внизу, справа — слева
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание рассказать, что (кто) находится впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.
2 балла — правильно выполняет задание сам.
1 балл — может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов — допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
40. Замечает происходящие в природе сезонные изменения
2 балла — правильно называет текущее время года или время года, изображенное на картинке, правильно называет его характерные признаки.
1 балл — может ошибиться в назывании времени года, но после наводящих вопросов взрослого исправляется. Характерные признаки может назвать с наводящими вопросами взрослого (взрослый описывает время года и спрашивает, когда это бывает).
0 баллов — сильно путается с названиями и признаками разных времен года.
42. Проявляет эмоциональное отношение к месту, где он живет (улица, район, город)
Воспитатель просит родителей принести в сад две фотографии, на одной из которых запечатлен дом, где живет ребенок, а на другой — какое-то место в районе, где он любит гулять, бывать, играть и т.п. Из фотографий воспитатель устраивает небольшую выставку в группе («Край, в котором ты живешь», «Мой город», «Мой район» и т.п.).
2 балла — получают дети, которые активно интересуются выставкой, рассматривают фотографии, узнают места, эмоционально комментируют увиденное, рассказывают об отдельных местах, запечатленных на фотографиях, делятся впечатлениями.
1 балл — ставится детям, которые не проявляют интереса к выставке, но потом адекватно отвечают на поставленные педагогом вопросы: «Ты узнаешь на этих фотографиях что-то? Что это? Ты там был?» и т.п.).
0 баллов — ребенок не интересуется содержанием фотографий, не называет изображенных объектов даже на вопрос воспитателя.
44. Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно (даже если и неправильно) отвечает на него
Воспитатель придумывает короткую проблемную историю-ситуацию в два- три предложения и задает ребенку вопрос («Сегодня шла на работу — огромная лужа, и не обойти никак. Пришлось по луже идти, все ноги промочила. А ты бы что придумал?», «Вчера смотрю — птички под деревом низко-низко летают — у них птенчик упал. Люди собрались, думают, как помочь. Что бы ты придумал в такой ситуации?» и т.п.)
2 балла — выслушивает собеседника и отвечает на заданный вопрос.
1 балл — выслушивает собеседника, но с ответом затрудняется.
0 баллов — не слушает собеседника, не может ответить на вопросы.
45. Имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели; их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы)
См. Методика оценки по пунктам, заполняемым логопедом.