Воспитатель задает детям (индивидуально или небольшими подгруппами) вопросы: сначала спрашивает: «А кто знает, кем работают взрослые люди, какие профессии вы знаете?», затем спрашивает о том, что делают люди разных профессий (повторяя названные детьми профессии или называя какие-то из списка выше).
2 балла — ребенок самостоятельно называет несколько знакомых профессий и правильно говорит, что делает человек той или иной профессии, называемой воспитателем
1 балл — ребенок испытывает трудности с ответом, но правильно отвечает на вопрос с подсказкой («А кто в поликлинике тебя лечит?») или выбирает правильный ответ из двух при наводящем вопросе («Дворник занимается уборкой двора или охраняет его?»).
0 баллов — ребенок не может ничего сказать о деятельности людей разных профессий.
17. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.) и при напоминании выполняет эти правила
|
|
Воспитатель в индивидуальных беседах или с небольшими подгруппами задает детям вопрос: «Что нужно делать, чтобы с тобой не случилось каких-нибудь неприятностей?»
2 балла — ребенок самостоятельно дает какие-то из следующих вариантов ответов: «Не разговаривать с незнакомыми», «Не играть с огнем», «Быть осторожным на лестнице», «Не совать пальцы в дверные проемы и ящики», «Быть осторожным с острыми предметами» и т.п.
1 балл — ребенок затрудняется с самостоятельным ответом, но правильно отвечает на наводящие вопросы взрослого, которые даются вперемешку с провокационными вопросами («Чтобы с тобой не случилась неприятность, нужно... дорогу перебегать очень быстро, крепко держаться на улице за мамину руку, всем говорить свое имя и адрес, на лестнице держаться за перила, осторожно играть с огнем...» т.п.).
0 баллов — ошибается при ответах на наводящие и провокационные вопросы больше двух раз. В этом случае с ребенком обязательно обсуждаются все ошибки, даются правильные ответы.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 7).
18. Бережно относится к животным и растениям (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблюдать за ними)
2 балла — на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, адекватно себя ведет по отношению к ним.
1 балл — на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, однако может сорвать растение просто так или долго не давать свободу насекомому и т.п. После замечания воспитателя прекращает эти действия, а на вопрос «Почему ты так делаешь?» дает объяснение, связанное с познавательным интересом ребенка. О том, что он делает кому-то плохо, ребенок просто не подумал, обещает больше так не делать.
|
|
0 баллов — не проявляет интереса к животным и растениям, может причинить им вред; на вопрос «Почему ты так делаешь?» не отвечает или говорит: «Просто так».
При ответе на этот вопрос обязательно соотнести наблюдения педагога с данными из анкеты для родителей (см. Анкета для родителей, п. 5), потому чтоиногда подобное поведение ребенка может быть не характерным для него, а выступать свидетельством некоторой дезадаптации, стресса, испытываемого в условиях детского сада.
19. Проявляет познавательную активность по отношению к новому, стремится обследовать новые объекты ближайшего окружения, активно экспериментирует, исследуя их, задает соответствующие вопросы
2 балла — проявляет самостоятельную активность в познании нового, которая выражается в самостоятельных инициативных действиях и вопросах.
1 балл — не проявляет самостоятельной познавательной активности, не задает вопросов, но с интересом включается в совместную со взрослым деятельность по «изучению» чего-то нового (предмета, игрушки, явления и т. п.), выслушивает объяснения.
Можно предложить ребенку новую заводную (инерционную) машинку с открывающимися дверцами, новые несложные мозаику или конструктор и т.п.
0 баллов — даже в совместной деятельности не проявляет интереса, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности и игрушкам.
20. Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания
Воспитатель наблюдает за поведением детей во время игр в загадки, во время выполнения разных заданий.
2 балла — радуется, открыто выражает эмоции, просит новое задание, загадку.
1 балл — выражает положительные эмоции, но не испытывает потребности в их повторении.
0 баллов — одинаково нейтрально реагирует на правильный и неправильный ответ.
21. Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному
2 балла — после того, как воспитатель прочитал доступное пониманию детей произведение (сказку, стишок), охотно подключается к обсуждению, высказывает свое мнение, вспоминает ситуации из собственного опыта.
1 балл — на вопросы отвечает односложно или кивками / мотанием головой, но адекватно.
0 баллов — не отвечает на вопросы или отвечает неадекватно.
22. Использует разные способы обследования предметов
2 балла — рассматривает, стучит, пробует функциональные действия нового предмета, обыгрывает его по-разному, обращает внимание (вслух) на особенности цвета, веса и пр., если таковые имеются.
1 балл — ограничивается рассматриванием и пробой функциональных действий.
0 баллов — не интересуется свойствами предметов или пробует их только на прочность.
23. Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал и др.)
Воспитатель предлагает ребенку разложить блоки Дьенеша на группы («на кучки») по цвету, а затем по форме (размеру).
2 балла — ребенок самостоятельно группирует предметы по цвету, по форме, по размеру.
1 балл — ребенок группирует предметы с подсказкой взрослого.
0 баллов — раскладывает в случайном порядке, бессистемно, подсказки взрослого не помогают.
25. Умеет использовать в игре предметы-заместители (формирование символической функции)
Воспитатель наблюдает за играми детей и ставит балл «2» тем детям, которые используют в игре предметы-заместители. С остальными детьми он в разное время организует совместные парные игры и создает игровую ситуацию, когда нужен предмет, которого нет.
2 балла — ребенок самостоятельно находит заместитель для недостающего предмета («Пусть это будет...»).
1 балл — ребенок не справляется сам с возникшей ситуацией, но охотно и адекватно принимает заместитель, предложенный самим воспитателем.
0 баллов — ребенок отказывается от использования предметов-заместителей.