Имеет представление о некоторых профессиях взрослых (врач, воспитатель, продавец, повар, дворник, водитель, строитель и т.д.)

Воспитатель задает детям (индивидуально или небольшими подгруппа­ми) вопросы: сначала спрашивает: «А кто знает, кем работают взрослые люди, какие профессии вы знаете?», затем спрашивает о том, что делают люди разных профессий (повторяя названные детьми профессии или назы­вая какие-то из списка выше).

2 балла — ребенок самостоятельно называет несколько знакомых про­фессий и правильно говорит, что делает человек той или иной профессии, называемой воспитателем

1 балл — ребенок испытывает трудности с ответом, но правильно отвечает на вопрос с подсказкой («А кто в поликлинике тебя лечит?») или выбирает правильный ответ из двух при наводящем вопросе («Дворник занимается уборкой двора или охраняет его?»).

0 баллов — ребенок не может ничего сказать о деятельности людей раз­ных профессий.

17. Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держать­ся за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.) и при напоминании выполняет эти правила

Воспитатель в индивидуальных беседах или с небольшими подгруппа­ми задает детям вопрос: «Что нужно делать, чтобы с тобой не случилось ка­ких-нибудь неприятностей?»

2 балла — ребенок самостоятельно дает какие-то из следующих вариан­тов ответов: «Не разговаривать с незнакомыми», «Не играть с огнем», «Быть осторожным на лестнице», «Не совать пальцы в дверные проемы и ящики», «Быть осторожным с острыми предметами» и т.п.

1 балл — ребенок затрудняется с самостоятельным ответом, но правиль­но отвечает на наводящие вопросы взрослого, которые даются вперемешку с провокационными вопросами («Чтобы с тобой не случилась неприятность, нужно... дорогу перебегать очень быстро, крепко держаться на улице за ма­мину руку, всем говорить свое имя и адрес, на лестнице держаться за перила, осторожно играть с огнем...» т.п.).

0 баллов — ошибается при ответах на наводящие и провокационные во­просы больше двух раз. В этом случае с ребенком обязательно обсуждаются все ошибки, даются правильные ответы.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 7).

18. Бережно относится к животным и растениям (не топчет рас­тения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, понаблю­дать за ними)

2 балла — на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, адек­ватно себя ведет по отношению к ним.

1 балл — на прогулках проявляет интерес к животным и растениям, однако может сорвать растение просто так или долго не давать свободу насекомому и т.п. После замечания воспитателя прекращает эти действия, а на вопрос «Почему ты так делаешь?» дает объяснение, связанное с познавательным интересом ребенка. О том, что он делает кому-то плохо, ребенок просто не подумал, обещает больше так не делать.

0 баллов — не проявляет интереса к животным и растениям, может причи­нить им вред; на вопрос «Почему ты так делаешь?» не отвечает или говорит: «Просто так».

При ответе на этот вопрос обязательно соотнести наблюдения педагога с данными из анкеты для родителей (см. Анкета для родителей, п. 5), потому чтоиногда подобное поведение ребенка может быть не характерным для него, а выступать свидетельством некоторой дезадаптации, стресса, испытываемого в условиях детского сада.

19. Проявляет познавательную активность по отношению к новому, стремится обследовать новые объекты ближайшего окружения, активно экспериментирует, исследуя их, задает соответствующие вопросы

2 балла — проявляет самостоятельную активность в познании нового, ко­торая выражается в самостоятельных инициативных действиях и вопросах.

1 балл — не проявляет самостоятельной познавательной активности, не задает вопросов, но с интересом включается в совместную со взрослым дея­тельность по «изучению» чего-то нового (предмета, игрушки, явления и т. п.), выслушивает объяснения.

Можно предложить ребенку новую заводную (инерционную) машинку с от­крывающимися дверцами, новые несложные мозаику или конструктор и т.п.

0 баллов — даже в совместной деятельности не проявляет интереса, бы­стро отвлекается и стремится к привычной деятельности и игрушкам.

20. Испытывает положительные эмоции от правильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания

Воспитатель наблюдает за поведением детей во время игр в загадки, во время выполнения разных заданий.

2 балла — радуется, открыто выражает эмоции, просит новое задание, за­гадку.

1 балл — выражает положительные эмоции, но не испытывает потребности в их повторении.

0 баллов — одинаково нейтрально реагирует на правильный и неправиль­ный ответ.

21. Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному

2 балла — после того, как воспитатель прочитал доступное пониманию де­тей произведение (сказку, стишок), охотно подключается к обсуждению, вы­сказывает свое мнение, вспоминает ситуации из собственного опыта.

1 балл — на вопросы отвечает односложно или кивками / мотанием голо­вой, но адекватно.

0 баллов — не отвечает на вопросы или отвечает неадекватно.

22. Использует разные способы обследования предметов

2 балла — рассматривает, стучит, пробует функциональные действия но­вого предмета, обыгрывает его по-разному, обращает внимание (вслух) на особенности цвета, веса и пр., если таковые имеются.

1 балл — ограничивается рассматриванием и пробой функциональных действий.

0 баллов — не интересуется свойствами предметов или пробует их только на прочность.

23. Способен сравнивать предметы по разным признакам (цвет, форма, размер, материал и др.)

Воспитатель предлагает ребенку разложить блоки Дьенеша на группы («на кучки») по цвету, а затем по форме (размеру).

2 балла — ребенок самостоятельно группирует предметы по цвету, по фор­ме, по размеру.

1 балл — ребенок группирует предметы с подсказкой взрослого.

0 баллов — раскладывает в случайном порядке, бессистемно, подсказки взрослого не помогают.

25. Умеет использовать в игре предметы-заместители (формирова­ние символической функции)

Воспитатель наблюдает за играми детей и ставит балл «2» тем детям, кото­рые используют в игре предметы-заместители. С остальными детьми он в раз­ное время организует совместные парные игры и создает игровую ситуацию, когда нужен предмет, которого нет.

2 балла — ребенок самостоятельно находит заместитель для недостающе­го предмета («Пусть это будет...»).

1 балл — ребенок не справляется сам с возникшей ситуацией, но охотно и адекватно принимает заместитель, предложенный самим воспитателем.

0 баллов — ребенок отказывается от использования предметов-заместителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: