Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол

2 балла — в целом знает правила спортивных игр и охотно в них уча­ствует.

1 балл — не очень четко знает правила спортивных игр, хотя имеет о них общее представление, пытается участвовать в общих играх.

0 баллов — не пытается понять и запомнить правила игр, не хочет участво­вать в спортивных играх.

 

 

Методика оценки по пунктам,
заполняемым музыкальным работником

63. Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных обра­зах («Пастушок», «Маленький попрошайка»), способен к восприя­тию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25-30 секунд (менуэт, лендлер, вальс). Имеет 2-3 любимых произве­дения, которые просит сыграть еще раз

2 балла — способен сосредоточиться при восприятии музыки на 25-30 се­кунд и проявляет выраженный интерес к самому процессу слушания. Имеет любимые музыкальные произведения.

1 балл — способен сосредоточиться на более короткое время, слушает му­зыку равнодушно. Может вспомнить 1-2 произведения с помощью педагога.

0 баллов — не способен к сосредоточенному слушанию музыки вне движе­ния и игры. Никаких произведений вспомнить не может.

71. Любит петь и делает это эмоционально и с удовольствием. Име­ет сформированные базовые вокально-хоровые навыки: поет есте­ственным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до б с), передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая ис­полнение каждого куплета. Начинает контролировать слухом соб­ственное пение осознанно

2 балла — любит петь и выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

1 балл — поет без особого энтузиазма, интонирует вяло и неточно,

0 баллов — не любит петь, поет на 1-2 примарных звуках.

72. Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца. Начинает контролировать качество исполнения

2 балла — осуществляет действия самостоятельно, без ошибок.

1 балл — при выполнении соответствующих действий необходима помощь взрослого,

0 баллов — не может выполнить действия.

73. Любит музицирование на инструментах, знает названия основ ­ных из них, имеет четкие навыки игры метрического пульса; про ­стейших ритмов, ост и нотных ритмов с речевой поддержкой. Спо ­собен с помощью педагога озвучивать несложные стихи и сказки. Может сыграть небольшую свободную импровизацию на шумовом инструменте. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Мо ­жет контролировать исполнение свое и других детей (правильно­ неправильно)

2 балла — стремится играть на всех инструментах, имеет хорошие ритми­ческие навыки. Любит играть в шумовом оркестре, может исполнить в нем все партии.

1 балл — проявляет интерес к данному виду деятельности, ритмические навыки сформированы в средней степени. Может исполнить свою партию в шумовом оркестре.

0 баллов — не проявляет интереса к музицированию, не слышит и не мо­жет сыграть метрический пульс.

 

 

Методика оценки по пунктам»
заполняемым логопедом

53. Владеет соответствующим возрасту словарным запасом; спо ­собен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предло­ жения разных типов

2 балла — речь ребенка богата и согласованна.

1 балл — речь ребенка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребенок исправляет.

0 баллов — речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуации, ребенок продолжает употреблять неправильные привычные формы.

54. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, пере­ дает события из личного и коллективного опыта

2 балла — самостоятельно, полно передает содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятым, разъясняет что-то).

1 балл — при пересказе, описании событий необходима помощь взросло­го; речь ситуативная, не ориентирована на собеседника.

0 баллов — не может составить описательный или повествовательный рас­сказ, передать события из личного опыта.

Анкета для родителей

1. Как обычно ведет себя Ваш ребенок в ситуациях затруднений (сохраня­ет позитивный настрой, пытается использовать различные способы преодо­ления затруднений, бросает начатое дело, раздражается или др.)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сочиняет ли Ваш ребенок разные истории? Кажутся ли они Вам интерес­ными? Придумывает ли он новые слова или, может быть, необычно использу­ет знакомые? Проявляет ли творчество в своей речи? Как?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем интересуется Ваш ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Насколько эмоционально чуток Ваш ребенок? Понимает ли он Ваши со­стояния, переживания близких в семье? Или Вы считаете, что он еще мал и пока таких вещей понимать не может?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Делится ли ребенок с Вами своими впечатлениями? Может ли обратить­ся к взрослому за помощью или предпочитает решать свои проблемы сам?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Обычно Ваш ребенок ведет себя в соответствии с правилами поведения (в общественных местах, в природе; соблюдает элементарные правила пове­дения во время приема пищи, правила безопасности) или это сложно пока для него?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Показатели педагогического мониторинга развития
детей старшего дошкольного возраста
(к концу седьмого года);
подготовительная к школе группа

Диагностический лист

Образовательная область № п/п Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности

Социально­

коммуникативное

развитие

  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
1 Ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в природе, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элемен­тарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями.
2 Может оценить свои и чужие поступки в соответ­ствии с первичными ценностными представлени­ями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий.
3 Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружа­ющим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
4 Бережно относится к животным и растениям.
  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
5 Может рассказать о своей семье, увлечениях ее членов, истории, семейных традициях, недавних событиях и т.п.
6 Выражает положительное отношение к детскому саду, получает удовольствие от общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприяти­ях и т.п.
  Формирование готовности к совместной деятельно­сти со сверстниками, развитие общения и взаимодей­ствия ребенка со взрослыми и сверстниками
7 Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
8 Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников.
9 Организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности).
10 Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
11 Объединяется со сверстниками в разнообраз­ных видах деятельности, где дети самостоятельно распределяют роли в играх или обязанности в трудовой деятельности, самостоятельно регулируют взаимоотношения в группе, добиваются поставлен­ных целей.  
  Становление самостоятельности, целенаправленно­сти и саморегуляции собственных действий
12 Способен самостоятельно действовать (в различ­ных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.
13 Способен проговорить простейший алгоритм - по­сле вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»
14 Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием.
15 Умеет строить свою работу в соответствии с требо­ваниями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции.
16 Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытыва­ет положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (вопросы к взрослым, старшим детям, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать.
17 Фиксирует свое затруднение; с помощью взросло­го может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различ­ные способы преодоления затруднения.
18 Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут.
  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
19 Имеет начальные представления о школьной жиз­ни, учебной деятельности, о роли ученика и роли учителя, положительно относится к школе.
20 Понимает, что взрослые работают, дети ходят в дет­ский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрослых, о значимости этих профессий для людей.
21 Знает, что деньги платят за работу, что нужно зара­ботать деньги, чтобы что-то купить.
  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
22 Понимает, как нужно вести себя в опасных ситуаци­ях, и при напоминании выполняет эти правила.
23 Имеет представления о способах обращения за по­мощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи. Умеет привлечь внима­ние взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому.

Познавательное

развитие

  Развитие интересов детей, любознательности и по­знавательной мотивации
24 Оценка по параметру 16 [Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (вопросы к взрос­лым, старшим детям, познавательная литература, Интернет, телевидение и т.п.), пытается их исполь­зовать.]
25 Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспери­ментированию и исследовательской деятельности.
26 Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении познавательных задач; прояв­ляет интерес к интеллектуальным играм как части досуга.
  Формирование познавательных действий
27 Владеет обобщенными умениями самостоятель­но рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и отношениях.
28 Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач (проблем); в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (про­блем).
29 Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые его позволили достичь.
30 Оценка по параметру 13 (Способен проговорить простейший алгоритм — после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»)
31 Оценка по параметру 17 (Фиксирует свое затрудне­ние; с помощью взрослого может выявить его при­чины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоле­ния затруднения.)
32 Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам.
33 Умеет выделять совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством, объеди­нять группы предметов; выделять и выражать в речи признаки сходства и различий отдельных предметов и совокупностей, разбивать совокупности предметов на части по какому-либо признаку; выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; находить «лишний» предмет совокупности.
34 Умеет продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  Развитие воображения и творческой активности
35 Оценка по параметру 9 [Организует со сверстни­ками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности)].
36 Оценка по параметру 8 [Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссер­ские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников.]
37 Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные кон­струкции, инсталляции из готовых деталей и раз­личных материалов (бытовых, природных) с учетом их функции и места в пространстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словес­ной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образ­цу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной рабо­те; планирует деятельность и критично оценивает результат.
  Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания
38 Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона.
39 Знает имена членов семьи, может рассказать о составе семьи, родственных отношениях и взаи­мосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях.
40 Оценка по параметру 20 (Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрослых, о значимости этих профессий для лю­дей.)
41 Может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятель­ности.
  Формирование первичных представлений об объ­ектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, чис­ле, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
42 Имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления жи­вотных и растений к среде обитания, может объяс­нить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружа­ющей среды от действий человека и от его личных действий (например, проблема мусора), знает о зависимости здоровья человека от состояния окру­жающей среды.
43 Имеет представление о Земле, Солнце, Луне, о достижениях науки и техники, об изобретениях человечества, их использовании в современном мире; знает многие профессии.
44 Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая их в клетках.
45 Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.
46 Умеет использовать числовой отрезок для прис­читывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
47 Умеет пользоваться линейкой для измерения дли­ны.
48 Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.
49 Умеет в простейших случаях пользоваться часами.
50 Знает месяцы года, их отнесенность по временам года; умеет устанавливать последовательность событий, которые происходят в природе и в об­щественной жизни в определенные месяцы года; определять и называть части суток, последователь­ность дней в неделе.
  Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль­турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многооб­разии стран и народов мира
51 Имеет первичные представления об обществе. Знает о нескольких народах, населяющих Россию и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта и говорящих на разных языках.
52 Имеет представления о государстве и принадлеж­ности к нему. Знает, в какой стране он живет, знает российскую государственную символику; может назвать другие страны.

Речевое развитие

  Владение речью как средством общения и культуры
53 Оценка по параметру 7 (Активно общается со _ сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодей­ствия с детьми и взрослыми.)
54 Оценка по параметру 25 (Задает вопросы взросло­му поискового характера; проявляет любознатель­ность, интерес к экспериментированию и исследо­вательской деятельности).
55 Оценка по параметру ю (Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимо­сти от ситуации).
  Обогащение активного словаря; развитие связ­ной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
56 Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения (оце­нивает логопед).
  Развитие речевого творчества
57 Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вари­антам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисун­ке, поделке и пр.).
  Знакомство с книжной культурой, детской литерату­рой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
58 Умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы.
59 Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориен­тируется в человеческих отношениях: понимает и адекватно оценивает драматическое и комическое.
  Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосыл­ки обучения грамоте
60 Правильно согласовывает существительные, числитель­ные и прилагательные в роде, числе и падеже; согласо­вывает несклоняемые существительные; образовывает сравнительную и превосходную степени прилагательных; образовывает глаголы с помощью приставок и суффик­сов; умеет образовывать название детенышей животных и название предметов посуды; подбирает однокоренные слова (оценивает логопед).
61 Имеет представление о предложении, умеет опре­делять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов, может конструировать разнообразные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные.
62 Умеет производить звуковой анализ слов: вычле­нять определенные звуки, давать им характеристи­ку (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой, ударный, безударный). Делит слова на слоги, составляет слова из заданных слогов.  
Художественно­ эстетическое развитие   Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художе­ственной литературы, фольклора
  63 Эмоционально реагирует на произведения изо­бразительного искусства, музыкальные и худо­жественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой (видеть, слышать, чув­ствовать).
  64 Оценка по параметру 59 (Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отноше­ниях; понимает и адекватно оценивает драматиче­ское и комическое.)
  65 Любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движе­ние; может импровизировать голосом простейшие интонации (вокализации бытовой и стихотворной речи). Может осознанно контролировать свое и чужое пение. (Оценивает музыкальный работник.)
  66 Любит слушать музыку, в том числе незнакомую, способен сосредоточиться для восприятии на 30-40 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз, (Оценивает музы­кальный работник.)
    Формирование элементарных представлений о видах искусства
  67 Имеет общие представления о видах искусства и жанровом разнообразии.
    Стимулирование сопереживания персонажам художе­ственных произведений
  68 Оценка по параметру 3 (Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов).
    Реализация самостоятельной творческой деятельно­сти детей (изобразительной, конструктивно-модель­ной, музыкальной и др.)
  69 Оценка по параметру 37 [Увлеченно, самостоятель­но, творчески создает качественные дизайн-изде­лия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых, природных) с учетом их функции и места в про­странстве; конструирует по замыслу, условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, фотогра­фии, рисунку, образцу (с изменением ракурса); легко видоизменяет постройки по ситуации, изме­няя высоту, площадь, устойчивость и пр.; участвует в коллективной работе; планирует деятельность и критично оценивает результат.]  
  70 Оценка по параметру 57 [Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сю­жета; способен представлять в воображении обра­зы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности (игре, рисунке, поделке и пр.]
  71 Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники), а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континен­тах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).
  72 В творческих работах передает различными изо­бразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (груст­ный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.).
  73 Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной компо­зиции; интересуется изобразительным и декоратив­но-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в музее и на           арт-выставке.
  74 Любит танцевать и двигаться под музыку. Имеет хорошо сформированное чувство ритма. Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполняет сложные по координа­ции (асимметричные, разнонаправленные) музы­кально-ритмические движения, владеет различны­ми элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами. Может сознательно контролировать качество дви­жений свое и других детей. (Оценивает музыкаль­ный работник.)
  75 Имеет сформированную потребность к игре на инструментах, имеет основные метроритмические навыки для музицирования, может самостоятельно организовать детей для совместной игры с ин­струментами. Может самостоятельно озвучивать небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты; умеет подыгрывать звучащей музыке импровизированно. Может контролировать каче­ство исполнения музыки на инструментах. (Оцени­вает музыкальный работник.)
Физическое развитие   Приобретение опыта в следующих видах деятельно­сти детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на разви­тие таких физических качеств, как координация и гиб­кость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мел­кой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основ­ных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
  76 Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений.
  77 Умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты не более 40 см, мягко приземляться; прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакал­ку.  
  78 Умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м, владеть «школой мяча».
    Формирование начальных представлений о некото­рых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
  79 Играет в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис.
  80 Оценка по параметру 8 [Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, подвижные, режиссер­ские, досуговые, дидактические и др.) и вовлекает в них сверстников.]
    Становление целенаправленности и саморегу­ляции в двигательной сфере
  81 В подвижных играх и играх с элементами сорев­нования стремится к победе, прилагает к этому усилия, проявляет настойчивость; процесс игры сопровождается положительными эмоциями, в случае проигрыша не бросает игру, стремится к ее продолжению.
    Становление ценностей здорового образа жиз­ни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных при­вычек и др.)
  82 Самостоятельно выполняет доступные возрасту ги­гиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  83 Имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особен­ностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни.
  84 Владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, полощет рот после еды, моет уши, причесы­вается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды.








Методика оценки

Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)

 

Методика оценки по пунктам» заполняемым воспитателем

1. Ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в приро­де, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соот­ветствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а нес сиюминутными желаниями и потребностями

2 балла — самостоятельно выполняет различные правила, сам при необ­ходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами.

1 балл — частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с пра­вилами и нормами.

0 баллов — не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напо­минание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).

2. Может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первич­ными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намере­ния, а не только на последствия и результаты действий

Для оценки по этому параметру воспитатель может использовать беседы с детьми, содержащие описание различных моральных ситуаций, например: «Петя хотел помочь маме и случайно разбил чашку. Хорошо ли поступил Петя?», «Маша поливала цветы и пролила воду на пол...», «Ваня, пропалывая грядку, весь испачкался...» и т.д., в которых последствия ситуации не соответ­ствуют намерениям персонажа.

2 балла — ребенок способен правильно оценить не только чужие, но и свои поступки в подобных ситуациях (припоминает случаи из своей жизни и комментирует их); при оценке учитывает не только последствия, но и моти­вы и намерения действующих лиц, оправдывает их, высказывает мнение об исправлении ситуации («Конечно, ему надо было бы быть осторожнее», «Он помоется потом»).

1 балл — оценивает чужие поступки преимущественно на основе оценки последствий и результата действий; для оценки своих поступков или для уче­та мотивов или намерений в чужих поступках необходима помощь взрослого.

0 баллов — не может оценить свои и чужие поступки в соответствии с пер­вичными ценностными представлениями; ценностные представления нео­пределенны, сильно разнятся при оценке своих и чужих поступков.

3. Откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмо­циональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, го­товность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

2 балла — различает разнообразные оттенки эмоционального состояния другого человека, может назвать их, по собственной инициативе стремится помочь, утешить, порадовать; проявляет выраженные эмоции при чтении литературных произведений, просмотре фильмов, мультфильмов, выражает словами свое отношение к персонажам произведений.

1 балл — сам не стремится помочь, но может оказать помощь, пожалеть при прямой просьбе другого человека или при напоминании взрослого, не выражает эмоций при чтении литературных произведений или просмотре фильмов, но правильно комментирует эмоциональные состояния героев

0 баллов — не проявляет сочувствия, сопереживания по отношению к дру­гому человеку или персонажу произведений, не может объяснить эмоцио­нального состояния другого человека.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 3).

4. Бережно относится к животным и растениям

2 балла — самостоятельно стремится соблюдать правила бережного отно­шения к природе: не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, дождевых червей, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть, по­наблюдать за ними, выражает желание помогать птицам зимой, покормить животное, ухаживать за растением.

1 балл — обращает внимание на объекты природы, на соблюдение правил бережного отношения к животным и растениям только с подсказки взрос­лого; при напоминании или по предложению взрослого охотно участвует в природоохранной деятельности (кормит птиц, животных, ухаживает за рас­тением).

0 баллов — не проявляет бережного отношения к природе, животным, растениям, может проявлять жестокость, причинить вред.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).

5.  Может рассказать о своей семье, увлечениях ее членов, истории, семейных традициях, недавних событиях и т.п.

2 балла — много знает и охотно рассказывает о своей семье: своих близ­ких и дальних родственниках, их увлечениях и хобби, может что-то расска­зать об истории своей семьи (знает о прабабушках и прадедушках), о семей­ных традициях, недавних событиях и т.п.

1 балл — знает и может рассказать что-то из вышеперечисленного.

0 баллов — знает только ближайших родственников, на все остальные во­просы ответить не может.

6. Выражает положительное отношение к детскому саду, получает удовольствие общения и игр с детьми, участия в праздниках, досу­гах, мероприятиях и т.п.

2 балла — охотно ходит в детский сад; знает не только воспитателей и детей своей группы, но некоторых детей и персонал других групп; любит принимать участие в праздниках и досугах; расстраивается оттого, что скоро придется покинуть детский сад.

1 балл — о детском саде отзывается положительно или нейтрально, знает в основном детей и воспитателей своей группы; не сильно расстраивается от осознания будущего расставания.

0 баллов — не выражает отношения к детскому саду или выражает нега­тивное отношение

7. Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диа­логической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

2балла — проявляя собственную активность, без участия и помощи взрос­лого договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, вы­сказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.

1 балл — не проявляет собственной инициативы при осуществлении вза­имодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и группах нуждается в помощи или напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимуществен­но по просьбе взрослого или инициативе других детей.

0 баллов — не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное пове­дение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да»/«нет».

8. Самостоятельно организует разные виды игр (сюжетные, под­вижные, режиссерские, досуговые, дидактические и др.) и вовлека­ет в них сверстников

2 балла — самостоятельно организует, привлекает других детей или охот­но включается разные виды игр.

1 балл — по предложению взрослого или сверстников включается в раз­ные виды игр, самостоятельно их практически не затевает.

0 баллов — практически не играет, часто мешает играющим детям, обычно не принимается детьми в их игры.

9. Организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие це­ликом в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности)

2 балла — проявляет инициативу и активно участвует в организации игр-придумываний со сверстниками без использования предметов, игрушек; сюжет игр развивается только при использовании слов.

1 балл — инициативы и самостоятельности в играх-придумываниях не про­являет, но с удовольствием и интересом может включиться в такую игру, ини­циированную сверстником.

0 баллов — не проявляет интереса к играм-придумываниям, участвует только в ситуативных играх с использованием игрушек, игровых предметов.

10. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации

2 балла — владеет разными стилями общения со взрослым: различает и адекватно применяет в разных ситуациях «домашний» стиль общения с близними взрослыми, «деловой» стиль общения с «общественным» взрослым — на «Вы» и в контексте обсуждаемой проблемы; четко чувствует границу и по-разному выстраивает общение со взрослым, когда тот играет с детьми на правах партнера или когда организует группу как воспитатель. Со сверстни­ками также может вести себя по-разному: как партнер по игре, как дежурный (помогающий воспитателю) и т.п.

1 балл — различает разные стили общения, но не всегда гибко способен переходить от одного к другому. Например, после совместной игры с воспи­тателем продолжает этот стиль общения и во время занятия.

0 баллов — не различает разные стили общения, может обращаться к пе­дагогу на «ты», как к домашним.

11. Объединяется со сверстниками в разнообразных видах деятель­ности, где дети самостоятельно распределяют роли в играх или обязанности в трудовой деятельности, самостоятельно регули­руют взаимоотношения в группе, добиваются поставленных целей

Оценка выставляется по результатам наблюдения за детьми в течение продолжительного времени.

2 балла — активно объединяется со сверстниками для разных видов дея­тельности, в процессе которых может договариваться, улаживать конфликты с другими детьми, находить компромиссы, совместно двигаться к поставлен­ной цели.

1 балл — может включаться в те или иные детские объединения, может действовать в коллективе, договариваться с детьми и пр., но особой потреб­ности в коллективе сверстников не обнаруживает, хотя сверстниками прини­мается охотно.

0 баллов — не включается в детские коллективы (по причине неумения наладить взаимодействие либо по другим причинам), не принимается свер­стниками, не может действовать совместно, договариваться и т.п.

12. Способен самостоятельно действовать (в различных видах дет­ской деятельности, s повседневной жизни). Стремится самостоя­тельно преодолевать ситуации затруднения разными способами

2 балла — проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности, пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослому.

1 балл — стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу же обращается за помощью либо обнаруживает тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассив­ной) взрослого.

0 баллов — при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.

13. Способен проговорить простейший алгоритм выполнения опре­деленного действия — после вопроса взрослого: «Как ты будешь вы­полнять это задание?»

Воспитатель может попросить ребенка рассказать, как он будет помогать убирать со столов после обеда, или как сделать открытку-аппликацию со сне­говиком, или как построить из конструктора мостик, чтобы под ним мог про­плыть кораблик, и т.п.

2 балла — самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки (назвал следующее действие, забыв назвать предыдущее) сам замечает это и исправ­ляется.

1 балл — способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого.

0 баллов — применяет случайные стратегии выполнения действия, не спо­собен словами обозначить необходимую последовательность действий.

14. Умеет применять простейшие приемы управления своим эмоцио­нальным состоянием

2 балла — в ситуациях эмоционального напряжения, возбуждения, в кон­фликтных ситуациях может сдерживать свои непосредственные эмоциональ­ные реакции, независимо от факта присутствия взрослого, но при этом не замыкается, а может сказать, что именно он испытывает (обиду, страх, злость или др.) и почему.

1 балл — старается управлять своими эмоциональными реакциями толь­ко в присутствии взрослого; если взрослых свидетелей нет, то может в кон­фликтных ситуациях проявить агрессию; или сознательно демонстрирует различные эмоциональные реакции с целью привлечь внимание взрослого. Так же оцениваются дети, которые могут сдержать свою эмоциональную ре­акцию, но не проговаривают и не понимают ее, замыкаются в себе и пережи­вают внутренне.

0 баллов — в ситуации эмоционального напряжения, возбуждения, кон­фликта реагирует, бурно выражая свои эмоции в социально неприемлемых формах — физической агрессии, истерических реакций, разрушения (броса­ет, ломает предметы, игрушки).

15. Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простей­шему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его ин­струкции

Если в детском саду есть психолог, который проводил с детьми методику «Графический диктант», то данный пункт мониторинга может оцениваться по результатам проведения этой методики. Если специальная диагностическая работа не проводилась, то воспитатель ставит оценку на основании наблюде­ний за детьми в образовательных ситуациях

2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?» Корректирует свои действия в соответствии с образцом, алго­ритмом или инструкцией взрослого.

1 балл — не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

0 баллов — не стремится к соответствию своих действий требованиям, де­лает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.

16. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в при­роде, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытыва­ет положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевиде­ние и т.п.), пытается их использовать

2 балла — активен в получении информации познавательного характера о природе, мире предметов, мире отношений и своем внутреннем мире: за­дает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и дру­гими способами получения информации (как что-то можно узнать с помощью электронных энциклопедий, из Интернета и т.д.).

1 балл — не проявляет выраженной инициативы в получении информа­ции, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с но­вой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по те­левидению и т.д.

0 баллов — не проявляет инициативы в получении новой информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг ин­тересов (например, только компьютерные игры).

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п.п. 1, 2).

17. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может вы­явить его причины и сформулировать познавательную задачу; ак­тивно использует различные способы преодоления затруднения

Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в непосред­ственно образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию.

2 балла — ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в про­стейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.

1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определении познавательной зада­чи; предлагает способы преодоления затруднения.

0 баллов — ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводя­щих вопросов взрослого.

18.  Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут

Воспитатель наблюдает за детьми в ходе организованных занятий и во время свободной деятельности детей.

2 балла — в течение указанного времени или дольше может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.

1 балл — выполняя задание в течение указанного времени, может отвле­каться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполне­нию задания.

0 баллов — быстро отвлекается, теряет интерес практически к любому за­данию, после самостоятельно уже не возвращается к нему (только при напо­минании взрослого), не способен удерживать внимание на каком-либо од­ном занятии в течение 20 минут.

19. Имеет начальные представления о школьной жизни, учебной дея­тельности, о роли ученика и роли учителя, положительно относит­ся к школе

Воспитатель проводит с детьми беседу о школе, задавая вопросы, знают ли они о том, что скоро пойдут в школу, зачем они туда пойдут, что будут там делать, просит рассказать, как дети представляют себе школьную жизнь, и т.п. Может предложить детям поиграть в школу.

2 балла — в целом имеет вполне адекватные представления о том, для чего нужно ходить в школу, что делают в школе ученик и учитель, выражает желание пойти в школу, ждет этого, играет в школу.

1 балл — в целом правильно отвечает на вопросы о школе, о роли учителя и ученика, но особого желания идти в школу не выражает, в игры «в школу» не включается.

0 баллов — представления о школе основаны на внешних атрибутах («В школе у всех красивые портфели», «В школе не нужно спать днем» и т.д.), выражает желание иметь эти атрибуты, но желания учиться не выражает. Вы­ражая желание играть «в школу», реально играть не может, т.к. плохо пред­ставляет себе отображаемые в игре события и ситуации.

20. Понимает, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся; имеет представления о разных профессиях взрос­лых, о значимости этих профессий для людей.

2 балла — может ответить на вопрос об основных занятиях ребенка, школь­ника или взрослого, может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны и чем важны.

1 балл — отвечает на вопросы об основных занятиях детей, школьников и взрослых с ошибками, неточностями или необходима некоторая помощь взрослого; может перечислить несколько профессий, но затрудняется в отве­те на вопрос о том, зачем некоторые из них нужны и чем важны.

0 баллов — не может назвать отличия в деятельности детей, школьников и взрослых, из профессий называет только самые известные, ежедневно на­блюдаемые (продавец, кассир, водитель, воспитатель и пр.).

21. Знает, что деньги платят за работу, что нужно заработать деньги, чтобы что-то купить

Воспитатель беседует с детьми, затрагивая в разговорах тему денег, за­дает уточняющие вопросы, чтобы выяснить представления детей («Что такое деньги? Зачем они нужны? Откуда их берут?» и т.п.).

2 балла — в целом имеет правильные представления о том, что деньги за­рабатывают (люди делают какую-то работу, а им за это платят деньги), что на деньги что-то покупают, что каждая вещь стоит денег, которые нужно зарабо­тать, поэтому старается бережно относиться к вещам и игрушкам.

1 балл — знает, что для того, чтобы что-то купить, нужны деньги, но не зна­ет, откуда их берут («В банке берут, у мамы берут» и т.п.), может использовать устойчивый речевой оборот «деньги зарабатывают», но на вопрос: «Как за­рабатывают?» — отвечает: «Не знаю».

0 баллов — не может правильно ответить на вопрос о том, зачем взрослые работают, к деньгам относится как к. игрушкам.

22. Понимает, как нужно вести себя в опасным ситуациях, и при напо­минании выполняет эти правила

2 балла — знает и выполняет (самостоятельно или при напоминании взрос­лого) правила поведения в опасных ситуациях: держится за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывает пальцы в дверные проемы и т.п.

1 балл — знает о правилах поведения в опасных ситуациях, может ответить на вопросы о них, но в реальных ситуациях нуждается в частых напоминаниях взрослого и все равно периодически может попадать в неприятные ситуации, связанные с несоблюдением этих правил.

0 баллов — в ситуациях, которые потенциально опасны, не усиливает кон­троль над собственным поведением, напоминания взрослого о правилах по­ведения имеют кратковременный эффект, необходим постоянный контроль со стороны взрослого.

23. Имеет представления о способах обращения за помощью в опас­ных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомога ­ния; оказывает элементарную помощь себе и другому

2 балла — правильно отвечает на вопросы о способах обращения за помо­щью в опасных ситуациях, знает номера телефонов служб экстренной помо­щи; самостоятельно, по собственной инициативе может привлечь внимание взрослого в случае незначительного ушиба, травмы или недомогания, может адекватно описать ситуацию, отвечать на вопросы о своем самочувствии и элементарно оценить самочувствие другого

1 балл — знает, что в опасной ситуации надо позвать на помощь, но не может назвать телефон службы помощи; в реальной ситуации принимает по­мощь, если она инициирована взрослым; может охарактеризовать сложив­шуюся ситуацию, свое самочувствие и самочувствие другого человека только при помощи направленных вопросов взрослого.

0 баллов — в ситуации опасности, травмы, ушиба за помощью не обраща­ется; не может элементарно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, свое самочувствие и самочувствие другого.

25. Задает взрослому вопросы поискового характера; проявляет лю­ бознательность интерес к экспериментированию и исследователь­ ской деятельности

2 балла — активно задает вопросы об устройстве и работе приборов, спо­собах изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с удовольствием изучает «что внутри» предметов, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с ними, по собственной инициативе на­блюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми, рас­тениями, пробует воспроизвести доступные эксперименты (с водой, глиной, песком и др.; или на плавучесть, скорость движения и пр.).

1 балл — не проявляет собственной инициативы в познании, но с интере­сом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по ини­циативе взрослого.

0 баллов — не проявляет выраженного интереса к экспериментированию, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной де­ятельности.

26. Проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при реше­ нии познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуаль­ ным играм как части досуга

2 балла — сам инициирует деятельность (в том числе игры), связанную с решением познавательных и интеллектуальных задач; при столкновении с затруднениями в решении проявляет настойчивость, стремится к получению результата.

1 балл — самостоятельно не стремится к решению познавательных задач, но проявляет интерес к играм и задачам, предложенным взрослым или дру­гим ребенком; при столкновении с затруднениями склонен прекратить игру или решение задачи, но может довести начатое до конца при поддержке и помощи взрослого.

0 баллов — не проявляет интереса к решению познавательных задач, к интеллектуальным играм.

27. Владеет обобщенными умениями самостоятельно рассматри­ вать различные объекты и явления окружающего мира, произво дить с ними простые преобразования, получать представления как об их внешних свойствах, так и о некоторых внутренних связях и от­ношениях

Оценка выставляется на основе наблюдений за детьми и их деятельно­стью в свободное время в ситуации предоставления новых незнакомых предметов, игрушек и пр., которые могут приносить сами дети (тогда они выступают новыми для других детей) или воспитатель. Для специального создания диагностической ситуации воспитатель может использовать раз­ного рода головоломки, предполагающие возможность манипулирования, или новые незнакомые поделочные материалы (шариковый пластилин, ку-куруктор и т.п.).

2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе наблюдает за раз­личными объектами и явлениями, производит разнообразные пробные или преобразующие действия, позволяющие получить представления об их свой­ствах, внутренних связях и отношениях (например, наблюдает и эксперимен­тирует, смешивая краски, получая новые цвета; при создании поделок пробу­ет использовать различные материалы в одном объекте и т.д.).

1 балл — не может самостоятельно проводить исследование различных объектов, но с интересом наблюдает, как это осуществляет взрослый или дру­гой ребенок, внимательно выслушивает разъяснения взрослого о свойствах объектов.

0 баллов — не проявляет интереса к исследованиям, наблюдению за объ­ектами, не владеет соответствующими умениями, стремится к привычной де­ятельности.

28. Может применять самостоятельно новые знания и способы де­ятельности для решения различных задач (проблем);  в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (про­блем)

Воспитатель наблюдает за детьми в свободной деятельности, в непосред­ственно образовательной деятельности либо моделирует диагностическую ситуацию. Например, если недавно на лепке дети учились делать собачку, воспитатель предлагает слепить лошадку или т.п. (при условии, что общий принцип создания поделки сохраняется) и смотрит, как ребенок справляется с заданием.

2 балла — при решении новой проблемной задачи ребенок самостоя­тельно выбирает подходящие способы действия, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (посмотреть где-то, спросить и т.п.). Например, делают из поделочных ма­териалов предметную среду своей игры, перенося навыки с занятий по конструированию, лепке или наблюдая за действиями других детей и перени­мая что-то у них, или уточняя у воспитателя, как лучше сделать тот или иной элемент и т.п.

1 балл — при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого.

0 баллов — при решении задачи ребенок использует стереотипные спосо­бы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при воз­никновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привыч­ной деятельности.

29. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые его позволили достичь

Воспитатель наблюдает за детьми во время непосредственно образова­тельной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» [6-й этап «Осмысление (итог)»].

2 балла — ребенок в простейших случаях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата.

1 балл — ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, ко­торые позволили его достичь, может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.

0 баллов — ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.

32. Умеет пользоваться знаковыми обозначениями. Учится ориенти­роваться в окружающем мире по символам и знакам

Воспитатель может взять книгу или игровой набор с дорожными знака­ми (пешеходный переход, подземный переход, поворот, осторожно — дети, движение пешеходов запрещено, пункт медицинской помощи, пункт пита­ния, гостиница) и символами, употребляемыми в общественных местах (ме­ста для инвалидов, места для пассажиров с детьми, видеосъемка запреще­на и т.п.).

2 балла — успешно «читает» знаковые и символические обозначения, по­нимает их, рассуждает о возможном значении новых и незнакомых пока обо­значений.

1 балл — «читает» знакомые обозначения, затрудняется в возможной ин­терпретации новых и незнакомых.

0 баллов — не понимает знаковых и символических обозначений.

33. Умеет выделять совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством, объединять группы предметов; вы­делять и выражать в речи признаки сходства и различий отдельных предметов и совокупностей, разбивать совокупности предметов на части по какому-либо признаку; выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; находить «лишний» предмет совокупности

Воспитатель предлагает детям разделить геометрическое лото (круги, квадраты и треугольники двух размеров, трех цветов) на 2 (3) части таким образом, чтобы каждую часть можно было назвать одним словом, ответить на вопрос: «Чего больше — фигур или больших фигур (красных фигур или фигур)?» Воспитатель выкладывает перед ребенком фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат) или предметы разных оттенков (зеленый, салатовый, бирюзовый, желтый) и спрашивает, какой предмет лишний. (Круг, т.к. у него нет углов; желтый, т.к. в нем нет зеленых оттенков, и т.п.)

2 балла — может установить и обозначить словами полное сходство, ча­стичное сходство или несходство предмета с эталоном или двух предметов (в целом или по конкретному свойству); установить принадлежность предме­та к группе предметов, опираясь на его существенные свойства; правильно находит «лишний» предмет совокупности, опираясь на существенные признаки предметов.

1 балл — при выполнении заданий на сравнение и классификацию де­лает некоторые ошибки, но после того, как взрослый обратит внимание на них, может исправить ошибку (в т.ч. опираясь на наводящие вопросы взрослого).

0 баллов — распределяет предметы на группы и сравнивает их с опорой на несущественные признаки.

34. Умеет продолжить заданную закономерность с 1–2 изменяющи­мися признаками, находить нарушение закономерности, самостоя ­тельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность

Воспитатель выкладывает перед ребенком вырезанные геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по форме, и предлагает продолжить заданную последовательность (например,                             ).

Воспитатель просит найти ошибку в заданной з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: