Создание новых инноваций таможенными органами для осуществления более точного анализа, проводимого над объектами интеллектуальной собственности

Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее ТРОИС) стран Таможенного союза был создан в 2010 году в качестве осуществления интеграционных процессов. Его ведение осуществляется параллельно с отдельными ТРОИС стран ЕАЭС. В ТРОИС по заявлению правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат правовой охране в каждом из государств ЕАЭС.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности представляет собой собрание объектов интеллектуальной собственности, подлежащих таможенной защите, куда они направляются на основании заявления правообладателя. ТРОИС выполняет одну из главных ролей в рамках таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, даже, несмотря на то, что сам факт включения этих объектов в ТРОИС никак не защищает право правообладателя. Однако, в отношении объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС, таможенные органы обязаны применять специальные меры по защите исключительных прав в случае обнаружения товаров, обладающих признаками контрафактных.

Но спустя более 7 лет после нормативного формирования, в ТРОИС не было включено ни одного объекта интеллектуальной собственности. Таким образом, этот институт, объективно важный и нужный для высокого уровня таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках интеграционного объединения, не функционирует.

Вступление в силу Таможенного кодекса стран ЕАЭС, а также издание Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 (дата вступления в силу 05.10.2019г.) [5] достаточно существенно реформировало отдельные составляющие ЕТРОИС, а также процедуры включения объектов интеллектуальной собственности в него. Это хорошо отражает таблица 1.

Таблица 1 - Наиболее значимые изменения ЕТРОИС в соответствии с ТК ЕАЭС и РК ЕЭК №35

До этого времени правообладателю требовалось заключать договор страхования ответственности за причинение имущественного вреда в связи с приостановлением выпуска товаров (уплатив его стоимость) до приятия решения о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС.

На сегодняшний день важно заметить, что новый Таможенный кодекс допускает возможность предоставить на момент подачи заявления только письменное обязательство, которое было заверенно правообладателем (приложение 4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35) [5], а фактическое предоставление договора страхования потребуется лишь в случае получения положительного решения о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС (в течение 1 месяца, п. 11 ст. 385 ТК ЕАЭС) [1].

Таким образом, исключены предполагаемые неоправданные издержки правообладателя, связанные с предоставлением договора страхования ответственности в процессе подачи заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС. Такое изменение должно оптимистично повлиять на привлекательность включения объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС, в который, как отмечалось ранее, за 7 лет существования так и не включено ни одного объекта интеллектуальной собственности.

Даже несмотря на то, что с принятием ТК ЕАЭС и сопутствующих нормативно-правовых актов институт ТРОИС получил существенное развитие (наряду с некоторым регрессом), стоит отметить, что в существующем на сегодняшний день виде эти изменения не способны «оживить» и заставить работать созданный более 7 лет назад институт. Требуется дополнительное совершенствование нормативно-правовой основы функционирования ТРОИС на межгосударственном уровне ЕАЭС.

На мой взгляд, стоит, возможно, пересмотреть существующие подходы к формированию ТРОИС. Ведь важнейшая задача ТРОИС – формирование ресурса, который хранит информацию обо всех объектах интеллектуальной собственности, подлежащих таможенной защите в странах ЕАЭС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: