Изучение предполагаемой зрительской аудитории

РАЗРАБОТКА РЕЖИССЕРСКОГО ПО ПЬЕСЕ  

Алексея Арбузова

 «Мой бедный Марат»

 

 

Курсовая работа

 

Минусинск

2020 г.

 

Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский колледж культуры и искусства»

 

РАЗРАБОТКА РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА   ПО

Алексея Арбузова

 «Мой бедный Марат»

Курсовая  работа

Специальность – 51.02.01. Народное художественное творчество

По виду Театральное творчество

(углубленная подготовка)

 

Обучающийся: Егорова Алина Васильвена

Руководитель: Бызов Дмитрий Николаевич

 

 

 

 

Минусинск

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА……………………………………………………………………5

1.1 Выбор пьесы………………………………………………………………….5

1.2 Творчество автора…………………..………………………………………..6

1.3 Изучение предполагаемой зрительской аудитории……………………….9

 

РАЗДЕЛ 2 ИЗУЧЕНИЕ ПЬЕСЫ………………………………………………..9

2.1. Идейно-тематический анализ пьесы………………………………………9

2.2. Действенный анализ пьесы………………………………………………...10

2.3 Основные предлагаемые обстоятельства и конфликт пьесы …………... 10

РАЗДЕЛ 3. РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ...11.

3.1 Сверхзадача спектакля……………………………………………………..11

3.2 Художественный образ спектакля ………………………………………..11

3.3 Жанр спектакля……………………………………………………………..12

3.4 Характеристика персонажей……………………………………………….12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………… 16

  

Введение

Проблематика данной пьесы.

    Цель ВКР: обобщить знания, умения и навыки идейно-тематического анализа драматургического произведения на примере пьесы «Мой бедный Марат»

    Объектом исследования: является изучение и анализ идейно-художественных особенностей творчества Алексея Арбузова

    Предметом исследования: являются идейно-тематическое содержание пьесы «Мой бедный Марат»

    Задачи:

1. Познакомиться с драматургией Алексея Арбузова и анализом идейно-художественных особенностей её произведений с целью выбора репертуара.

2. Определить идейно-тематическое содержание пьесы «Мой бедный Марат»

3. Разработать режиссерский замысел одноименной постановки.

Раздел I. Обоснование выбора репертуара

Выбор пьесы

Для курсовой работы была выбрана пьеса Алексея Арбузова «Мой бедный Марат».  В русском литературоведении творчество Арбузова и по сей день остается популярным среди широкого круга читателей это обусловлено тематикой пьес писателя и его эстетических концепций.  Пьеса сложная, многогранная, не допускающая жёстких однозначных трактовок. Нельзя сказать, что «вот это – чёрное, а то – белое, этот герой – прав, а тот – виноват». Все герои по-своему правы и все в какой-то степени виноваты – тоже каждый по-своему, в соответствии со своими склонностями, характером, душевным складом и логикой обстоятельств. Пьеса заслуживает большого внимания, учитывая факт того что она занесена в золотой фонд советской и российской классики.

В ней поставлены вечные вопросы. Кто кузнец своего счастья? Надо ли бояться своего счастья? До какой степени полезна жалость к человеку, а когда она превращается в зло? Что такое любовь и надо ли за неё бороться? До какой степени нужно жертвовать собой ради других?

Пьеса с тремя действующими лицами Ликой, Маратом и Леонидиком незримо присутствует четвертое – война. Война, которая определяет поступки людей и высвечивает их характеры Арбузов хочет раскрыть душу молодого человека этой эпохи, показать, как формируют его сознание новый труд и новый быт, изобразить взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи, - товарищество, вражду, любовь, соперничество, рассказать о ее жизненных стремлениях и духовных интересах.

Это история о Любви. Любви, которая родилась вопреки голоду, холоду и ужасной войны. Наивная и смешная девочка Лика в шерстяном платке и валенках с присущим юности лукавством и кокетством волей судьбы встречает ершистого и гордого Марата Евстигнеева, Марика. И случается чудо. Юная и чистая Любовь. Любовь, которой отмерено блокадным Ленинградом то ли час, то ли день, то ли вечность.

Второе название пьесы «Не бойся быть счастливым», герои осознают, что новая жизнь после войны для них не началась, потому что они разучились мечтать. Последний страх – страх быть счастливыми, они преодолевают в рождественские дни. Другой важный мотив пьесы – такое явление, как любовь-жалость, столь близкая сердцу русской женщины. Жалость нередко занимает в человеческом сердце место, предназначенное для любви. Люди отказываются от своего истинного счастья, считая, что так будет лучше для всех или что счастье нужнее другому. И эта любовь-жалость, соединившись с ложно понятым чувством долга, калечит им жизнь.

 

Творчество автора

Автор пьесы Алексей Николаевич Арбузов, 1908 года рождения.

В 1916 году Алексей поступил в гимназию, однако систематического образования так и не получил. Отец ушел из семьи, когда мальчику было 8 лет. Мать, пережив нервную депрессию, тяжело заболела. Впечатления детства, осложненного семейной драмой и душевной болезнью матери, оставили свой след в творчестве драматурга.

В 11 лет Алексей остался сиротой. Некоторое время бродяжничал, пока не попал в колонию для трудновоспитуемых. Из колонии его вытащила сестра матери Вера, которая в дальнейшем и занималась воспитанием племянника.

Благодаря счастливой случайности Арбузову довелось увидеть спектакль Большого драматического театра «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил Александр Блок. Это произвело на подростка настолько сильное впечатление, что Арбузов пересмотрел все спектакли БДТ, знал весь репертуар

В 14 лет Алексей устроился статистом в Мариинский театр. В 16 - поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра.

Успех пришел к Арбузову после создания лирической комедии «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она — неожиданно для автора — была поставлена во многих театрах страны. За ней последовала комедия «Дальняя дорога» (1935) о юных строителях московского метро.

 

Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции. В дальнейшем «Таня», как в первой, так и во второй редакции (1947 года), ставилась почти во всех театрах страны и принесла широкое признание автору.

Главная тема Арбузова - тема молодежи. Он посвятил ей свою первую драму «Город на заре». И эта же тема стоит в центре одной из его последних пьес – «Мой бедный Марат». Средний возраст арбузовских героев 20 - 25 лет. Партийная принадлежность - ВЛКСМ. И если в его пьесах фигурируют люди некомсомольского возраста, то лишь в той мере, в какой это диктуется законами самой жизни. Его любимый герой - рабочий паренек или девушка из рабочей семьи. Он показывает их нам в тесной комнатке по соседству с заводом, в молодежном общежитии Метростроя или нового заполярного города.

Тема арбузовских пьес тесно связана с их романтическим стилем. Герои Арбузова - это люди, в которых романтика юности, ее мечтательность, ее порывы, ее ищущий дух сочетаются с той романтикой, какая свойственна созиданию новых, еще незнакомых человечеству форм жизни.

Арбузов смотрит на своих персонажей сквозь призму времени, и это хорошо, потому что ''он доказывает их в потоке жизни''. Но художественные средства, при помощи которых Арбузов создает образ одного из своих любимых героев - “времени”, далеко не равноценны.

 

С драматической точки зрения большинство пьес Арбузова - хроники, обладающие свойственной этой форме историчностью и вместе с тем страдающие, как мы увидим, всеми характерными для нее недостатками.

 

      Главной проблемой, занимающей Арбузова как писателя - воспитание и рост молодежи в условиях коммунистического строительства. Арбузов хочет раскрыть душу молодого человека этой эпохи, показать, как формируют его сознание новый труд и новый быт, изобразить взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи, - товарищество, вражду, любовь, соперничество, рассказать о ее жизненных стремлениях и духовных интересах.

Пишет о самых простых, рядовых людях. Его любимый герой - рабочий паренек или девушка из рабочей семьи. Он показывает их нам в тесной комнатке по соседству с заводом, в молодежном общежитии Метростроя или нового заполярного города.

 

В этой связи Арбузова особенно занимает один вопрос. Это - сущность подлинной и ложной романтики. Все основные герои Арбузова находятся в плену ложной романтики. И конфликты, переживаемые ими, обусловлены преодолением этой мнимой, иллюзорной романтики и достижением романтики подлинной. Ложная романтика - это романтика призрачная, отвлеченная, книжная. Она рождена юной незрелостью героев или недостатками их мировоззрения. Романтика подлинная - это романтика самой советской жизни, наполняющего ее созидания и напряженной творческой борьбы.

 

Изучение предполагаемой зрительской аудитории

   Арбузов хочет раскрыть душу молодого человека этой эпохи, показать, как формируют его сознание новый труд и новый быт, изобразить взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи, - товарищество, вражду, любовь, соперничество, рассказать о ее жизненных стремлениях и духовных интересах. Эта история о Любви. Любви, которая родилась вопреки голоду, холоду и ужасной войны.  

Пьеса подходит для молодых людей, так и для взрослых. Тема любви и войны в этой пьесы соединяет взрослое и молодое поколение. Пьеса рассказывает о разных промежутках во времени, 16 – 20 - 30 лет от того каждый в этой пьесе найдет что-то свое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: