Глава 4 соревновательные формы занятий

Организовывать и проводить все физкультурно-массовые мероприятия в школе одному учителю физической культуры не под силу — необходимо создать совет физической культуры. Его количественный состав зависит от величины школы. В классах всегда найдутся ребята, занимающиеся в спортивных секциях. Их и привлекают в организации физкультурной работы. Физорг работает под непосредственным руководством классного руководителя.

В его обязанности входит организация в классе:

· физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

· различных спортивных состязаний;

· спортивных команд для участия в школьных соревнованиях;

· пропаганды активных занятий физической культурой и спортом.

Для успешного проведения любого спортивного мероприятия готовятся «Методические рекомендации по подготовке и проведению спортивных состязаний», в которых по пунктам последовательно и логично прописывают все нюансы действия.

1. Цель и задачи. Прежде всего необходимо определить, с какой целью проводится мероприятие, какие задачи стоят перед ними.

2. Место и время. Точно определяется, где и когда проводить мероприятие. Время проведения должно соответствовать школьному распорядку и не мешать учебному процессу.

3. Руководство. Подготовка и непосредственно проведение спортивно-массовых мероприятий в школе возлагается на учителя физической культуры.

4. Участники. При определении участников учитывается пол и возраст, допуск к соревнованиям обязательно согласуется с врачом.

5. Условия зачета и определения победителей. В зависимости от программы и характера соревнований определяются условия зачета. Соревнования могут быть личные, командные и личнокомандные.

В личных соревнованиях места определяют по личным результатам участников: по показательным результатам; по одержанным победам; по количеству набранных баллов.

В командных соревнованиях выявляются только места команд: по сумме очков, полученных зачетным количеством участников (по таблице оценки результатов); по сумме результатов, показанных зачетными участниками; по сумме результатов или очков участников, занявших определенные места.

В лично-командных соревнованиях выявляются как личные места, т. ё. каждого участника, так и командные.

Главное правило соревнований — это создание одинаковых условий для всех участников. Спортивно-массовые мероприятия лучше всего проводить между параллельными классами; если такой возможности нет, целесообразно вводить гандикап в несколько очков младшим перед старшими.

6. Награждение. Подведение итогов и награждение — самый важный воспитательный момент. Основной целью организаторов состязаний является воспитание у детей и подростков настойчивости, воли к победе, выдержке, чувства ответственности пред товарищами, умение владеть собой при поражении и не кичиться своими победами.

Каждую победу ребенка следует отмечать, поощрять. Формы поощрений разнообразны. Это могут быть: объявление результатов перед строем; объявление результатов с вызовом на пьедестал почета; вручение грамот, памятных подарков, ленты или медали «Чемпион»; премирование класса переходящим кубком, вымпелом, экскурсией и т.п.; оформление поздравления в виде красочного объявления в вестибюле школы, расположение материала «Наши победители» на школьном сайте.

Главное — подвести итоги, довести их до участников и зрителей. Иначе теряется целостность мероприятия и радость от победы.

Способы проведения спортивных мероприятий с использованием легкоатлетических упражнений зависят от активности и возможностей организаторов.

Спортивные конкурсы

Данные состязания непродолжительны, не требуют специальной подготовки и могут проходить без специального инвентаре (секундомеры, рулетки и т.п.).

Их проводят в несколько туров, изменяя программу, тем самым влияя на разностороннее физическое развитие детей и подростков. Игровое начало конкурсов несомненно вызывает к ним интерес, а простота заданий позволит принять участие всем ребятам. Местом проведения может быть любой ровный участок.

   Примеры смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неурочная форма - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самим занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная форма.

 В физическом воспитании выделяют следующие формы неурочных занятий: малые формы организации занятий, крупные формы организации занятий, соревновательные формы организации занятий.

 Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. С их помощью обячно решаются задачи по оптимизации текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процессе в основной деятельности, профилактике её неблагоприятных влияний на состояние организма. Методика проведения малых форм занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем режимеиндивида. К ним относятся: утренняя гигиеническая зарядка, вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы, микросеансы отдельных упражнений тренировочного типа.

 К крупным формам относятся занятия, которые имеют многоминтную протяженность, они отличаются более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют самостоятельное значение и форму расширенного активного отдыха, включающего в себя элементы тренировки, культурного общения и развлечения.

В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.

Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида, вплоть до предельной мобилизации, функциональных резервов организма.

В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. / А.А. Гужаловский: автореф.дис.... д-ра пед. наук:13.00.04. – М., 1979. – 46 с.

2. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической.культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - Изд.2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). - М.: «Физкультура и спорт», 1976. (т-1. общие основы теории и методики физического воспитания) – 186с

3. Теория и методика физического воспитания: учебник для техникумов физической культуры / под ред. Г.Д. Харабуги; 2-е доп изд. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.

4. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. высш. учеб. заведений: / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

5. Интернет источник [SportWiki энциклопедия]// [sportwiki.to/Внеурочные_формы_занятий]

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры: / Л. П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

8. Богданов Г.П. Уроки Физической культуры: пособие для учителя/Г.П. Богданов – М. Физкультура и спорт,2007-192с

9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных заведений/ Матвеев Л.П. -4-ое издание стер. – М.: Издательство «Лань»., 2004.-160с

10. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания пед. Институтов / Б.А. Ашмарин – М.:Просвещение,1979-360с

11. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ.культ./ под ред. А.А. Гужаловского, -М.: Физкультура и спорт,1986.-326с

12. Холодов Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студ. Высших учебных заведений. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-М.:Академия,2000.-480с

13. Дмитриев О.Б. Теория и методика физической культуры /О.Б.Дмитриев,В.А.Широков,П.К.Петров.-2000.-№7-39с

14. Новиков А.Д. Физическое воспитание: учебное пособие/ А.Д.Новиков-М.:Физкультура и спорт,1949.-135с

15. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры/ А.П. Матвеев.-М.:СПРИНТ,1997.-120с

16. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия»/Ю.И.Евсеев.-Ростов на Дону:Феникс,2004.-384с

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Варианты игр, преимущественно с бегом

«САЛКИ»

На площадке свободно размещаются все играющие. Один из них — водящий (назначается учителем, проводится «считалка», по желанию и т.п.).

Водящий поднимает вверх руку и громко говорит: «Я — салка!» Затем старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из игроков. Тот, до кого он дотронется, становится новым водящим, громко говорит: «Я — салка!», и игра продолжается. Победителям ми считаются ребята, которые не были «осалены».

Варианты игры:

1. «Салки-пересекалки»: играют так же, как в обычные салки, но можно выручить товарища, пробежав между убегающим и водящим, тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу.

2. «Выше ножки от земли»: не разрешается салить того, кто запрыгнул на снаряд (скамейку, гимнастическую стенку, уцепился за перекладину и т.п.), караулить убегающего можно не более 5 с.

3. «Чай, чай выручай»: тот, кого осалил водящий, остается на месте и громко кричит: «Чай, чай выручай!» Остальные пытаются выручить своего товарища, коснувшись его, тогда он снова может продолжить игру.

4. «Айболит»: игра начинается как обычные салки, но после того как водящий дотронулся до игрока, все играющие, в том числе и новая салка, бегают, держась за то место, за которое был запятнан играющий.

5. «Салки-повторялки»: преследуемый салкой выполняет любое движение (машет руками, подпрыгивает, поворачивает на 360° и т.п.), водящий должен повторить его движение и только после этого может осалить игрока.

«БОРЬБА ЗА ЗНАМЯ»

Рис. 10.1. Площадка и расположение игроков в игре «Борьба за знамя»

Площадка делится на две части. В центре дальних сторон устанавливается «знамя» (ветка, флажок, мяч и т.п.). Играющие Делятся на две команды и располагаются каждая ближе к своему знамени (рис. 10.1).

По сигналу руководителя игроки обеих команд бегут на сторону противников, стараясь завладеть их знаменем и унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороне. Осаленный остается на том месте, где его коснулись. Вновь вступить в игру можно, если дотронется игрок своей команды. Выигрывает команда, сумевшая первой пронести на свою сторону знамя противника.

Салить можно только касанием руки и только на своей половине поля. Охранять знамя не ближе 2 м.

«СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»

Выбирают двух водящих. Одному повязывают на руку синюю ленту — Северный ветер, другому красную - Южный ветер. Остальные игроки бегают по обозначенной площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, коснувшись их. Они останавливаются и принимают какую-либо поз (руки в стороны, на пояс, присед и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, также дотронувшись до них. Через 2 -~ 3 мин назначают новых водящих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: