Неурочные формы занятий в физическом воспитании

 

 

                                                                  Исполнитель: студентка 4 курса з/о,

                                                                  СПФ МВС, гр. 244,

                                                                  Лебедева Ольга Александровна

 

                                                                   Научный руководитель:

                                                                   старший преподаватель

                                                                   Лисица Татьяна Владимировна

 

Минск 2020

 

 

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение с.3

Глава 1. Неурочные формы занятий в физическом воспитании с.5

Глава 2. Характеристика малых форм занятий неурочного типа с.8

Глава 3. Характеристика крупных форм занятий неурочного типа с.15

Глава 4 Соревновательные формы занятий с. 18

Заключение с.20

Список использованных источников с.21

 

ВВЕДЕНИЕ

Под формами занятий физическими упражнениями понимают - способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий[1].

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы -- урочные и неурочные.

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организовывающую роль играет специалист-преподаватель, (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками [2,3].

Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна.

В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель[4].Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (общеподготовительная и специализированная).Занятия с общеподготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями)

Цель работы: дать характеристику неурочным формам построения занятий в физическом воспитании.

Задачи работы:

1.Изучить неурочные формы занятий в физическом воспитании.

2Изучить отличительные черты и разновидности малых и крупных форм занятий неурочного типа.

3.Изучить соревновательные формы занятий.

 

 

Методы:

1. Изучение литературных и интернет источников;

2. Теоретический анализ и обобщение.

         Структура и объем работы. Курсовая работа написана на 30 страницах, состоит из четырех глав, имеет 2 приложения. При написании использовались 16 литературных и интернет источников.

 

 

ГЛАВА 1. НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. К ним относятся следующие.

Занятия малых форм (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза). Они характеризуются кратковременностью, вследствие чего могут решать лишь отдельные частные задачи:

· повысить тонус и ускорить врабатывание систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы утренней гигиенической гимнастики);

· дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление (физкультминутки, микропаузы активного отдыха);

· поддержать отдельные стороны приобретенной тренированности и создать предпосылки для повышения эффективности

основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте).

Занятия крупных форм относительно продолжительные, на них решаются задачи тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. Это могут быть:

· самостоятельные тренировочные занятия, например: ОФП, атлетическая гимнастика. Они требуют определенных знаний методического характера для грамотного построения занятия, осуществление самоконтроля, корректного регулирования нагрузки;

· занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. К ним следует отнести аэробику, турпоходы, подвижные игры и т. п. Данные занятия характеризуются умеренностью нагрузки, отсутствием жесткой регламентации;

· соревновательные формы занятий двух направлений: собственно-спортивные соревнования, для которых характерны официальные правила состязаний, наличие судей и т.п.; поведение соревнующихся направлено на победу или индивидуальное высшее достижение; соревновательные занятия (такие, как зачет, контрольные уроки и т.п.), в которых признаки собственно-спортивных соревнований частично отсутствуют либо меньше выражены.

Все занятия внеурочного типа осуществляются на основе полной добровольности и могут проходить как в группах, так и индивидуально.

Бесспорно, что посредством легкой атлетики можно решать основные задачи физического воспитания детей и подростков в укреплении их здоровья, в формировании и совершенствовании жизненно необходимых двигательных умений и навыков, повышении физической и умственной работоспособности.

Разнообразие видов легкоатлетических упражнений, легкость регулирования нагрузки, сравнительная простота оборудования мест занятий позволяют легкой атлетике органично вписаться во все формы занятий внеурочного типа.[5]

Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обуславливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям[4].

Для основных форм занятий в физическом воспитании характерно своего рода трех компонентная конструкция, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Первая часть - «подготовительная» («вводный», либо «вводно-подготовительный» или просто «разминкой»), вторая часть - «основная» и третья - «заключительная».

Подготовительная часть занятия направлена на функциональную подготовку организма к предстоящей основной деятельности (обеспечить оптимальное врабатывание организма), формирование смысловой установки на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся.

Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. Построение разминки должно быть постепенным, соразмерным мобилизации функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений[6].

Содержание подготовительной части занятия зависят, с одной стороны, от особенностей исходного функционального состояния занимающихся, а с другой - в какой мере нужно изменить его в конкретных условиях, чтобы оно стало более благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности.

При всех особенностях содержания и условий занятий порядок построения каждого из них в подготовительной части остается принципиально одинаковым.

Типичными задачами подготовительной части являются: вводно-организующие и установочные действия; общая и специальная разминка, а также постоянные тенденции динамики предъявляемых функциональных нагрузок.

Подготовительная часть выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной части. Граница между подготовительной и основной частями является условной, так как фазой их состыковки является специальная разминка.

Основная часть занятия является преобладающей и выполняет главную функцию, в решении задач всех категорий физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). В зависимости от содержания занятия, его структура в основной части бывает гомогенной (однородной), либо гетерогенной (неоднородно-комплексной, комбинированной)[6,7].

При гомогенной структуре основная часть занятия строится без подразделения на неоднопорядковые разделы, по логике последовательного развертывания одной осуществляемой в ней деятельности. В такой структуре все направлено на реализацию одной главной задачи (например, первоначальное или углубленное разучивание сложного двигательного действия, либо избирательно направленное, концентрированное развивающее развитие на те, или иные функциональные свойства организма).

Гетерогенная структура типична для занятий с неоднопредметным комплексным содержанием, в которых решаются не совпадающие задачи (например, разучивание нового двигательного действия и повышения общего уровня тренированности занимающихся). Таким образом, содержание и структура основной части может быть весьма сложна.

Заключительная часть занятия по продолжительности сравнительно не велика, но от ее содержания существенно зависит конечный эффект занятия, динамика восстановительных процессов и его влияния на последующую деятельность. В заключительной части необходимо обеспечить направленное постепенное снижение функциональной активности организма, переключение на восстановительный режим функционирования.

Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы, так как зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся и др.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная форма[4].

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НЕУРОЧНОГО ТИПА

 Методика построения малых форм занятий напрямую зависит от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных индивидуальных и других особенностей, а так же от внешних обстоятельств. Более всего специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме индивида. [8]

Вполне разработанной типологией всей совокупности существующих форм построения физкультурных занятий пока не создано что объясняется в какой-то мере многообразием, так и динамичным обновлением их, особенно в наше время. Поэтому приводимую здесь характеристику ряда из них нужно рассматривать лишь как ориентировочную и неполную. [6]

 Типичными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими нагрузками упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике её неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретённой тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания и т. п.; сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограничены по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности – трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

 Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще не велика и они не заслуживают достаточно серьезногоотношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития – такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих. [9]

 Для иллюстрации сказанного здесь приводятся примеры малых форм занятий.

 Утренняя гигиеническая зарядка, как известно, одна из наиболее распространенных форм фузкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности (заметим, что в качестве малой формы занятий она не тождественна ни утренним тренировочным занятиям, получившим распространение в практике спорта, ни аналогичным случаям применения физических упражнений с довольно большим объёмом нагрузки). Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка, с той, однако, особенностью, что ориентирована она не на оперативную подготовку к какому-либо одному виду деятельности, а на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств и общей тренированности и некоторые другие, но лишь развёртывания функциональных возможностей организма после многочасового пребывания в состоянии глубокого покоя. [10]

 Одна из вполне оправданных схем составления комплекса упражнений для зарядки предусматривает:

1. «Выравнивающее» упражнение (например, плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лёжа в постели или в положении стоя);

2. Упражнение, нефорсированно активизирующее кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя);

3. Наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды и типа движений;

4. Упражнение общего или регионального воздействия с выраженными, но не предельными усилиями (например, отжимания в упоре лёжа, имитация толчка штанги с преодолением сопротивления резинового жгута);

5. Серия «растягивающих» движений (например, поочередные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);

6. Упражнение циклического характера, активизирующее функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки на месте или бег в течении 3-5 минут, вызывающие увеличение ЧСС до 140-150 уд/мин);

7. Заключительная серия движений (успокаивающе-переходная), частично нивелирующая избыточную функциональную активность, вызванную предыдущими упражнениями (например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями). [11]

Ориентировочная продолжительность всей зарядки – около 10-15 мин., не считая, конечно, последующего приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо, разумеется, дублировать виды перечисленных упражнений и варьировать связанные с ними парциальные нагрузки. Ограничительным критерием тут может быть, в частности, показатель нормализации ЧСС на 5-ой минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку (в приведенном комплексе это шестое упражнение); можно считать, что нагрузка в зарядке в целом не превышает целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии оперативного покоя. При относительной стандартизации зарядки в рамках определенного периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативных способов повседневного контроля. [12]

 Хотя по мере адаптации к применяемому комплексу упражнений утренней зарядки есть смысл периодически несколько увеличивать связанные с ними параметры нагрузки, однако превращать её в тренировочное занятие основного типа – нецелесообразно – к нему, судя по преобладающим аргументам, лучше приступать не раньше чем через час-полтора после завтрака (отметим так же, что зарядка может быть представлена в суточном режиме не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня). [13]

 Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры – вводная гимнастика, физкульминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации. Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, которые способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих. [6]

 Вводная гимнастика. В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5-8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течении 5-7 минут непосредственно пред началом рабочих операций. Это тоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируя функциональные системы организма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания. Кроме общего эффекта разминка здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений. [12]

Физкультпаузы и физкультминуты (или физкультминутки). Этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а не редко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда. Все они являются своего рода паузами – в тои смысле, что осуществляются в малых перерывах по ходу работы. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения на действия иного типа по сравнению с основными трудовыми операциями, причём как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утомление. Малые формы занятий производственной физической культуры в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5-7 минут (точнее их можно назвать «ординарные физкультпаузы»), физкультминуты – 1-2 минуты и микропаузы – 20-30 секунд. [4]

 Согласно накопленным исследовательским данным, в распространенном сейчас во многих сферах профессионального труда восьмичасовом режиме рабочего дня целесообразно выделять до 5-6 физкультпауз и фузкультминут, в том числе 2 основные физкультпаузы, одна из которых вводится спустя 2-3 часа после начала работы, вторая – за 2-2,5 часа до ее окончания (физкультминуты проводятся при необходимости через каждые час-полтора работы, а микропаузы – и чаще). Тут неизбежны, конечно, вариации зависящие от конкретного характера и условий трудовой деятельности. Это относится и к содержанию физкультпауз и физкультминут, и к параметрам связанных с ними нагрузок. Так, при тяжелом физическом труде они включают менее интенсивные, чем трудовые, двигательные действия, в которых в значительной, подчас преобладающей, мере выражены моменты рационального мышечного расслабления и акцентированы дыхательные движения, а также представлен и пассивный отдых; при невысокой же интенсивности движений в трудовых операциях в качестве средств активного отдыха оправданы более интенсивные двигательные действия (хотя и в таком случае, разумеется, необходимо аккуратно нормировать связанные с ними физические нагрузки, чтобы не внести помех в последующие трудовые операции; например, регулируя нагрузку в физкульпаузе по ЧСС, её доводят к середине паузы до 110-120 уд/мин, а затем уменьшают к концу до уровня, близкого к исходному). [14]

 Еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут быть микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера.

 Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях дозирования нагрузки им придается тот или иной парциальный тренировочный эффект, возможный в условиях жесткого ограниченного времени, которое удается выделить между основными и другими неотложными делами.

 Такие микросеансы упражнений могут включать, в частности, дозированные ходьбу или бег по домашней лестнице (вместо подъёма и спуска на лифте), серийные подскоки со скакалкой, серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «в растягивании» во время, например, просмотра телепрограмм, между бытовыми делами по самообслуживанию. Элементарный порядок использования упражнений и в этих случаях предполагает трёхфазную последовательность действий: вначале разминочную серию движений (в замедленном темпе, с укороченной амплитудой, без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершение – успокаивающую серию движений (например, дыхательных). Естественно, что обеспечить развитие даже отдельных сторон тренированности микросеансами упражнений можно лишь в узких пределах, если, конечно, они не перерастают в развернутые формы занятий физическими упражнениями. [15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: