Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно с одной стороны обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений.
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего систему – педагогическую систему.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние, педагогическое отношение.
В структуре педагогического процесса и педагогической системы выделяют два важнейших компонента: педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными компонентами.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект – объектные отношения в педагогическом процессе. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объект, естественно, обучающийся. Представление о педагогическом процессе как субъект объектном отношении закрепилось в системе образования авторитаризма как социального явления.
Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект – субъектных отношений в его структуре.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяют еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем.
Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация) характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Медицинская педагогика.
Во всем многообразии человеческой жизни каждый сталкивается с ситуациями, которые могут быть определены с точки зрения педагогики. Пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта, руководством в формировании умений и пр. Таким образом, пациент готов быть «учеником», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию, сходную с педагогической. Важно подчеркнуть, что особое значение имеет умение врача распознать такую ситуацию и принять на себя ответственность и руководство пациентом при условии партнерских отношений и открытой установки на сотрудничество. В работе врача в качестве педагогических могут быть признаны следующие случаи:
· обучение младшего медицинского персонала отдельным приемам и навыкам;
· передача личного опыта коллегам;
· составление методики приема лекарственных препаратов для пациента;
· обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными;
· формирование у пациента ответственного отношения к лечению;
· объяснение пациенту значения процедур и лекарственных средств;
· убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни;
· участие в просветительских программах;
· составление программ профилактики разного уровня;