Психические функции | Паттерны поведения | Межличностные системы | |
Психогигиена | Тренинг памяти для здоровых пожилых людей | Тренинг общения; тренинг уверенного поведения | Тренинг образования команды на предприятии |
Психопрофилактика | Аутотренинг радости | Тренинг совладания со стрессом | Родительский тренинг для молодых пар |
Психотерапия | Лечение бессоницы методом депривации | Гештальт-терапия депрессивного эпизода | Семейная терапия детей, страдающих анорексией |
Вторичная психопрофилактика (реабилитация) | Тренинг речевой способности после инсульта | Программа лечения при хроническом алкоголизме | Семейная профилактика рецидивов у пациентов с шизофренией |
К плоскости психических функций относятся, например, профилактические тренинги памяти для пожилых людей или программы психологической интервенции для устранения нарушений чтения и письма. Целью такого рода интервенции не обязательно является обширная реорганизация личности. Что же касается плоскости паттернов поведения, то здесь требуется координированное влияние на тот или иной синдром. Например, в когнитивной плоскости человек, страдающий депрессивным расстройством, должен научиться исправлять ошибки в переработке информации и одновременно стремиться к реализации определенных видов активности и т. д. При интервенциях в плоскости межличностных систем имеются в виду изменения в паре или в большой группе.
|
|
Психологические интервенции у больных с психическими и соматическими расстройствами представляют исконную область психологии здоровья, куда входит охрана психического и физического здоровья, а также профилактика психических расстройств и соматических болезней. Используются интервенции, направленные на изменение жизненного стиля (например, переработка стресса) в целях предотвращения сердечных заболеваний, или профилактические интервенции в плоскости школы, коллектива и т. д.
Психологические интервенции у больных с соматическими заболеваниями нередко относят к поведенческой медицине. Поведенческая медицина понимается как междисциплинарная область, которая занимается биопсихосоциальными аспектами этиологии, эпидемиологии, диагностики, профилактики, терапии и реабилитации соматических болезней. Вот некоторые примеры: интервенция при избыточном весе, курении, хронических болях, головных болях, нарушениях сна, поведении типа А или интервенции в целях повышения жизненного уровня при хронических болезнях, таких как рак или СПИД, и т. д..
Вопросы для контроля знаний.
1. Зачем знание психологии необходимо врачу?
|
|
2. Определение психологической интервенции.
3. На что направлены психологические интервенции?
4. Каковы функции психологической интервенции?
5. Чем отличаются психокоррекция и психотерапия?
6. Каковы виды психопрофилактики, и чем они отличаются?
7. Каковы теоретические основы психологических интервенций?
8. Как осуществляется контроль качества психологической интервенции?
9. Каковы плоскости применения психологических интервенций?
10. Чем отличаются интервенции при психических и соматических заболеваниях?
Тема №18. Педагогика.
Общее понятие педагогики.
Профессиональное и личностное становление студента-медика, принятие им гуманистических ценностей врачевания и овладение в процессе высшего медицинского образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на те же пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.
Что такое педагогика в высшем медицинском образовании? Ответы на этот вопрос могут быть самыми различными: педагогика-это педагогическая составляющая в медицинском образовании; педагогика – это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить студентов; педагогика – это разнообразные методические рекомендации по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.
Такая многозначность определений диктуется, прежде всего, особенностями педагогической науки, в которой совмещаются две направленности – изучать, описывать педагогическую действительность и конструировать, предсказывать ее.
Педагогика одновременно и теоретическая и прикладная наука.