Группа формируется под влиянием внешних причин – учебные группы сформированы деканатом, группы больных формируются нахождением внутри одной палаты, поступлением именно в это отделение, и внутренних причин – мотивы обучения в институте, мотивы лечения.
Совокупность динамических процессов («групповая динамика») знаменует собой движение группы от стадии к стадии.
Впервые исследование групповой динамики начались на базе психодинамических тренинг-групп. Здесь были выделены 2 фазы развития группы, на каждой из которых группа решает определенные задачи. Группа может реализовывать общую модель развития или она распадается, если цель не достигается.
С точки зрения Б. Такмен (двухмерная модель развития) жизнедеятельность группы рассматривается в двух измерениях:
а) эмоциональная активность;
б) инструментальная активность.
В каждой из этих сфер выделяется четыре последовательных этапа.
В сфере эмоциональной активности это:
1) стадия знакомства («проверка и зависимость»), предполагающая ориентировку в характере действий друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе;
|
|
2) стадия «внутреннего конфликта»(агрессии и распределения ролей), когда нарушается взаимодействие и отсутствует единство между членами группы;
3) стадия «развития групповой сплоченности», когда достигается гармония отношений в группе, исчезают межличностные конфликты;
4) стадия «сформированных ролей» (устойчивости группы), когда образуется ролевая структура группы, являющаяся своеобразным «резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача.
В сфере инструментальной активности это:
1) стадия «ориентировки в задаче», связанная с поиском группой оптимального способа решения задачи;
2) стадия «эмоционального ответа», связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу несовпадения личных намерений каждого члена группы;
3) стадия «открытого обмена решениями», когда происходит максимальный и адекватный обмен информацией, предлагаются альтернативные трактовки информации;
4) стадия «принятия решений», когда возникают конструктивные попытки успешного решения задачи.
Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной сфере сопровождаются изменениями в другой.
Согласно параметрическому подходу в качестве признаов развития группы выступают:
- нравственная направленность группы (цели, мотивы, ценности);
- организационное единство группы;
- групповая подготовленность в определенной сфере деятельности;
- психологическое единство группы (эмоциональные контакты, межличностное познание, стрессоустойчивость группы как целого).
|
|
В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается на различных уровнях развития.
Номинальная группа – случайно и временно существующее объединение людей.
Ассоциация – намечаются контуры группы, взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа приятелей).
Конгломерат – добровольное объединение людей на основании общности пространства или сходства интересов.
Кооперация – отличается реально действующей организационной структурой, высоким уровнем деловой компетентности, межличностные отношения носят деловой характер и подчинены достижению конкретной задачи.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, групповым эгоизмом. Стремится осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, изолирована от более широкой социальной общности.
Коллектив – устойчивая во времени организованная группа со специфическими органами управления, объединенная целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формально-деловых и неформальных взаимоотношений внутри группы. Открыта для взаимодействия с внешним миром.
По другим классификациям, группа проходит три основных стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродолжительная и связана с ориентировочными реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продолжительна и при ее завершении возникает структура группы с первыми признаками групповой сплоченности. На стадии ролевых ориентации группа складывается в некую целостную систему.
Механизмы групповой динамики
К механизмам группой динамики относятся:
1) Внутригрупповые противоречия и их разрешение как механизм перехода группы с одного уровня на другой. Существует несколько типов противоречий внутри группы:
a. между возрастанием потенциальных возможностей группы и ее актуальной деятельностью,
b. между растущим стремлением каждого члена группы к самореализации и самоутверждению и одновременной усиливающейся тенденцией включения личности в групповую структуру и интеграцией ее с группой,
c. между поведением лидера и ожиданиями в отношении его поведения членов группы.
Периодически возникающее рассогласование этих противоречивых тенденций приводит к дестабилизации группы и конфликту. Конструктивное разрешение конфликтов приводит к развитию группы.
2) «Кредит на внедрение нового» (идиосинкразический) представляет собой своеобразное разрешение группы на поведение, нарушающее групповые нормы. Такое поведение, по Е. Hollander (1958), характеризуется «повышением чувствительности» группы к внедрению и принятию в их жизнедеятельность элементов нового (инноваций). Инновации, в свою очередь, являются условием перехода группы на другой уровень.
3) Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении участниками взаимодействия в группе определенных социальных потребностей друг друга (например, потребность врача помогать совпадает с потребностью больного в получении помощи). Психологический обмен, как и общение, является необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений в группе.