Этапы и модели развития малой группы

Группа формируется под влиянием внешних причин – учебные группы сформированы деканатом, группы больных формируются нахождением внутри одной палаты, поступлением именно в это отделение, и внутренних причин – мотивы обучения в институте, мотивы лечения.

Совокупность динамических процессов («групповая динамика») знаменует собой движение группы от стадии к стадии.

Впервые исследование групповой динамики начались на базе психодинамических тренинг-групп. Здесь были выделены 2 фазы развития группы, на каждой из которых группа решает определенные задачи. Группа может реализовывать общую модель развития или она распадается, если цель не достигается.

 С точки зрения Б. Такмен (двухмерная модель развития) жизнедеятельность группы рассматривается в двух измерениях:

а) эмоциональная активность;

б) инструментальная активность.

В каждой из этих сфер выделяется четыре последовательных этапа.

В сфере эмоциональной активности это:

1) стадия знакомства («проверка и зависимость»), предполагающая ориентировку в характере действий друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе;

2) стадия «внутреннего конфликта»(агрессии и распределения ролей), когда нарушается взаимодействие и отсутствует единство между членами группы;

3) стадия «развития групповой сплоченности», когда достигается гармония отношений в группе, исчезают межличностные конфликты;

4) стадия «сформированных ролей» (устойчивости группы), когда образуется ролевая структура группы, являющаяся своеобразным «резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача.

В сфере инструментальной активности это:

1) стадия «ориентировки в задаче», связанная с поиском группой оптимального способа решения задачи;

2) стадия «эмоционального ответа», связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу несовпадения личных намерений каждого члена группы;

3) стадия «открытого обмена решениями», когда происходит максимальный и адекватный обмен информацией, предлагаются альтернативные трактовки информации;

4) стадия «принятия решений», когда возникают конструктивные попытки успешного решения задачи.

Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной сфере сопровождаются изменениями в другой.

Согласно параметрическому подходу в качестве признаов развития группы выступают:

- нравственная направленность группы (цели, мотивы, ценности);

- организационное единство группы;

- групповая подготовленность в определенной сфере деятельности;

- психологическое единство группы (эмоциональные контакты, межличностное познание, стрессоустойчивость группы как целого).

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается на различных уровнях развития.

Номинальная группа – случайно и временно существующее объединение людей.

Ассоциация – намечаются контуры группы, взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа приятелей).

Конгломерат – добровольное объединение людей на основании общности пространства или сходства интересов.

Кооперация – отличается реально действующей организационной структурой, высоким уровнем деловой компетентности, межличностные отношения носят деловой характер и подчинены достижению конкретной задачи.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, групповым эгоизмом. Стремится осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, изолирована от более широкой социальной общности.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа со специфическими органами управления, объединенная целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формально-деловых и неформальных взаимоотношений внутри группы. Открыта для взаимодействия с внешним миром.

По другим классификациям, группа проходит три основных стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродолжительная и связана с ориентировочными реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продолжительна и при ее завершении возникает структура группы с первыми признаками групповой сплоченности. На стадии ролевых ориентации группа складывается в некую целостную систему.

Механизмы групповой динамики

К механизмам группой динамики относятся:

1) Внутригрупповые противоречия и их разрешение как механизм перехода группы с одного уровня на другой. Существует несколько типов противоречий внутри группы:

a. между возрастанием потенциальных возможностей группы и ее актуальной деятельностью,

b. между растущим стремлением каждого члена группы к самореализации и самоутверждению и одновременной усиливающейся тенденцией включения личности в групповую структуру и интеграцией ее с группой,

c. между поведением лидера и ожиданиями в отношении его поведения членов группы.

Периодически возникающее рассогласование этих противоречивых тенденций приводит к дестабилизации группы и конфликту. Конструктивное разрешение конфликтов приводит к развитию группы.

2) «Кредит на внедрение нового» (идиосинкразический) представляет собой своеобразное разрешение группы на поведение, нарушающее групповые нормы. Такое поведение, по Е. Hollander (1958), характеризуется «повышением чувствительности» группы к внедрению и принятию в их жизнедеятельность элементов нового (инноваций). Инновации, в свою очередь, являются условием перехода группы на другой уровень.

3) Психологический обмен состоит в обоюдном удовлетворении участниками взаимодействия в группе определенных социальных потребностей друг друга (например, потребность врача помогать совпадает с потребностью больного в получении помощи). Психологический обмен, как и общение, является необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: