Объект, предмет, функции, методы педагогики

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Теоретическая функция педагогики реализуется на 3-х уровнях:

1. описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2. диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3. прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности (теории обучения, воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику).

Технологическая функция педагогики также реализуется на трех уровнях:

1. проективный – связанный с разработкой соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер.

2. преобразовательный – направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

3. рефлексивный – предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Методы педагогического исследования – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:

1. методы изучения педагогического опыта: наблюдение, метод опроса, анкетирование, изучение учебной документации, эксперимент;

2. методы теоретического исследования: теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы;

3. математические методы и статистические: регистрация, ранжирование, шкалирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: