Тема №17. Роль психологии в деятельности врача; психологическая интервенция

 

Роль психологии в деятельности врача крайне велика и разнообразна. В самом широком смысле психологические знания необходимы врачу для решения трёх важнейших задач.

1. Понимание себя как способность правильно понять и объяснить собственные мысли, чувства, переживания и поступки.

2. Понимание другого как способность правильно понять и объяснить его мысли, чувства, переживания и поступки.

3. Способность устанавливать, поддерживать и завершать психический контакт с человеком на речевом (вербальном) и пантомимическом (невербальном) уровне.

Результатом решения этих задач становится построение адекватных отношений в системах «Врач – больной», «Врач – родственник больного», «Врач – медицинская сестра», «Врач – врач», «Врач – руководство», а также и в ряде других.

Психологическая интервенция есть вмешательство специалиста-психолога в психические процессы человека или группы людей. Она характеризуется применением психологических средств. Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных изменений путем воздействия на эмоции, мысли и поведение. В психологии выделяют три группы методов интервенции: психолого-педагогические, организационно-психологические и клинико-психологические.

Выбор средств интервенции. Типичные психологические средства – беседа, тренинг, динамическая группа или семейная консультация как факторы влияния – всегда имеют точку приложения в эмоциях, мышлении и поведении и совершаются в социальной интеракции между помогающим (психологом) и тем, кто ищет помощи (клиентом).

 

Таблица 2.1.

Основные характеристики интервенции

Выбор средств интервенции Ориентированные на изменение эмоций; Ориентированные на изменение мышления; Ориентированные на изменение поведения
Функции интервенции Психогигиена; Психопрофилактика; Психокоррекция; Психотерапия.
Цель интервенции Достижение изменений
Теоретическое обоснование Теории психологии
Контроль качества интервенции Экспериментальная психоэкологическая проверка эффективности результатов вмешательства
Профессионализм действий Оценивается коллегией психологов-супервизоров; Подтверждается наличием разрешительных документов

Функции клинико–психологической интервенции.

1. Психогигиена есть комплекс психолого-социальных мероприятий, направленных на повышение психологической культуры населения в вопросах само- и взаимоотношений в рамках семьи и общества, способствующих психическому, физическому и социальному здоровью.

2. Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Первичная психопрофилактика – это комплекс известных и формализованных клинико-психологических мероприятий, способствующий предотвращению конкретных расстройств. Например, внутрисемейная профилактика неврозов. Индивидуально-профилактическое обучение пользованию тонометром для контроля АД, и т.д. Вторичная психопрофилактика, называемая иногда психологической реабилитацией – комплекс клинико-психологических мер, способствующих восстановлению соматического и психического здоровья после перенесённого психического или соматического заболевания с целью предотвращения рецидива. Третичная психопрофилактика есть комплекс мер, направленных на поддержание качества жизни уже больного человека с целью недопущения усугубления расстройства и развития инвалидизации.

3. Психокоррекция есть устранение посредством психологических методов существующих внутри- и межличностных дисгармоний. Является основной работой психолога-консультанта. Например, преодоление неэффективной модели межличностной коммуникации; изменение негативного паттерна самоотношения и т.п.

4. Психотерапия есть патогенетическая терапия ряда пограничных психических расстройств с использованием специализированных психологических интервенций с возможным присоединением психофармакологических средств. Осуществляется врачом психиатром-психотерапевтом. Например, лечение острой реакции на стресс у жертвы преступления.

Клинико–психологические интервенции строятся в соответствии с психологическими теориями (психология научения, психоанализ, гуманистическая психология и т.д.) Различные теоретические подходы объединяют точки приложения, или плоскости, интервенций:

1. Плоскость психических функций (память, эмоции, мышление, интеллект и т. д.) при их неадекватности обстоятельствам клиента или болезненном нарушении.

2. Плоскость устойчивых моделей поведения (паттернов) при их неадекватности или патологичности (представлена психопатологическими синдромами).

3. Плоскость межличностных систем (семья, школа, предприятие и т. д.) для поддержки клиента или при неадекватности и нарушениях отношений в них.

 

Таблица 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: