КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие сможет обеспечить стабильные продажи своей продукции, если продукции будет конкурентоспособна. Задача специалистов, занимающихся вопросами маркетинга, периодически оценивать конкурентоспособность продукции предприятия и разрабатывать рекомендации по ее повышению. Давайте рассмотрим, что такое конкурентоспособность продукции предприятия и рассмотрим несколько подходов к ее измерению и повышению.
Конкурентоспособность продукции предприятия – это ее способность быть более привлекательной для покупателей по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов.
Так как разные покупатели могут предъявлять разные требования к продукции, то конкурентоспособность оценивают применительно к определенному сегменту.
Подходы к оценке конкурентоспособности продукции.
Анализируются данные о продажах продукции предприятия и конкурентов. Чем больше и стабильнее продажи, тем выше конкурентоспособность.
|
|
Например: в рассматриваемом периоде предприятие продажи товара предприятия составили 1 000 шт., аналогичного товара конкурента – 800 шт.; можно сделать вывод, что товар предприятия имеет более высокую конкурентоспособность на (1000 – 800): 800 = 25%.
+ - объективность оценки; относительная простота и дешевизна сбора данных; база для сравнения в количественном виде (объем продаж);
- - учитывается влияние факторов, не относящихся непосредственно к товару (например, рекламы, места и времени продажи, работы продавцов и др.); не дает информацию о достоинствах и недостатках товаров.
Проводятся опросы покупателей, продавцов, экспертов, анализ отзывов, жалоб, публикаций в прессе. По результатам могут быть построены таблицы, графики (пример ниже).
Пример таблицы сравнения с товаром-конкурентом.
Наиболее важные для покупателей характеристики товара | Вес | Товар предприятия | Товар-конкурент | ||
Обычная оценка | Взвешенная оценка | Обычная оценка | Взвешенная оценка | ||
Цена продажи | 0,25 | 8 | 2 | 6 | 1,5 |
Внешний вид | 0,2 | 9 | 1,8 | 10 | 2 |
Надежность | 0,15 | 6 | 0,9 | 9 | 1,35 |
Количество функций | 0,1 | 8 | 0,8 | 9 | 0,9 |
Ремонтопригодность | 0,1 | 6 | 0,6 | 9 | 0,9 |
Безопасность эксплуатации | 0,2 | 8 | 1,6 | 9 | 1,8 |
Итого | 1 | 45 | 7,7 | 52 | 8,45 |
Чем выше итоговая оценка, тем выше конкурентоспособность. Оценки характеристик показывают сильные и слабые стороны сравниваемых товаров.
Наиболее важные характеристики, их вес и оценки определяются в ходе опросов.
Результаты могут быть представлены в графическом виде: строится многоугольник; оценки обычные, но у осей подписывается вес.
+ - оценивается непосредственно товар, его характеристики.
|
|
- - субъективность оценок, отсутствие привязки к процессу покупки.
3. Экспериментальный. Проводится эксперимент, в ходе которого моделируется ситуация покупки. Покупатели из специально подобранной группы должны выбрать между продукцией предприятия и конкурентов, объяснив свой выбор. Итоговая оценка определяется исходя из объема покупок и отзывов покупателей.
+ - широкий спектр данных о соответствии товаров покупателям
- - затратность, оторванность от реальных условий продаж
Необходимо отметить, что на конкурентоспособность продукции предприятий влияют множество факторов, важнейшими из которых являются цена продукции и предоставляемая покупателю ценность, зависящая характеристик продукции, ее качества, предоставляемых с продуктом дополнительных услуг и выгод. В соответствии с этим, специалисты выделяют два основных подхода к повышению конкурентоспособности продукции. Давайте их кратко рассмотрим.
Подходы к повышению конкурентоспособности продукции:
1. Лидерство по издержкам – предоставление продукции со стандартными характеристиками и качеством, но по заметно более низкой, чем у конкурентов цене.
Пример: Икея в России. Человек сам выбирает себе модель, сам ее забирает со склада, сам довозит ее домой и сам собирает. Минимальное количество людей, задействованных в процессе продаж, отсюда низкие издержки. Конкурентное преимущество – экономия на издержках.
Применяется, когда покупателей устраивает стандартная модификация продукции и они чувствительны к цене.
2. Дифференциация – предоставление продукции с ценностью заметно превосходящей конкурентов.
Пример: Сбербанк в России. Имеет имидж одного из самых надежных банков, самую широкую сеть отделений и банкоматов. Предоставляет удобную возможность использовать Интернет для осуществления широкого спектра платежей и операций. За счет этого и многого другого, несмотря на не самые выгодные с точки зрения денег условия сотрудничества, услуги Сбербанка пользуются в России самым большим спросом.
Применяется, когда покупателям требуются дополнительная ценность и они готовы за нее дополнительно платить.
Способы достижения дифференциации:
1. Добавление к товару свойств:
- сокращающих затраты покупателей на использование товара (повышение надежности, долговечности, простоты использования товара сокращает затраты покупателей на его ремонт и эксплуатацию);
- обеспечивающих более полное соответствие нуждам покупателей, экологическим и законодательным требованиям, предъявляемым к товару;
- обеспечивающих возможности для покупателей обновлять и модернизировать товар как при появлении на рынке более совершенных моделей, так и по своему усмотрению.
2. Оказание отсутствующих у конкурентов и ценных для покупателей услуг, сопровождающих товар (осуществление более быстрой и надежной доставки, установки, наладки, сервисного обслуживания, обучение персонала, предоставление консультационных услуг и т.д.).
3. Придание товару имиджа, обеспечивающего покупателям неэкономические и нематериальные преимущества.
Данные подходы обычно применяются по отдельности. Однако есть предприятия, которым удается совместить дифференциацию и низкие цены. В основном, за счет применения высоких технологий в производстве и продаже, позволяющих значительно сократить затраты, при сохранении и улучшении потребительских свойств.
Интересный метод, позволяющий оценить конкурентоспособность товаров предприятия и определить направления ее повышения, разработал известный европейский маркетолог Жан-Жак Ламбен. Рассмотрим особенности данного метода.
МЕТОД ЛАМБЕНА
|
|
1. Определяется для каждой товарной единицы предприятия и их лучших конкурентов в рассматриваемом сегменте:
- максимальная цена, которую покупатели сегмента готовы за них заплатить (сокращенно – МЦПР, максимальная цена, принимаемая рынком); зависит от характеристик и свойств товарных единиц;
- затраты на производство и продажу в расчете на единицу продукции.
Например: Для товарной единицы «А»:
МЦПРп = 15 руб., МЦПРк = 12 руб.
З1п = 10 руб., З1к = 8 руб.
2. Рассчитывается отношение значений данных параметров у товарных единиц предприятия к значениям параметров товарных единиц конкурентов:
Для товарной единицы «А»
Отношение МЦПР: 15 / 12 = 1,25
Отношение УИ.: 10 / 9 = 1,11