Модели специалиста по медико-социальной работе

 

Учитывая многоаспектность деятельности специалистов в области медико-социальной работы и относительную новизну постановки данной проблемы, а также многообразие контингентов и типов учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых используется труд социальных работников, возникла необходимость в первую очередь разобрать модель такого специалиста. 

Основу модели составляют два компонента паспорт специалиста и модель его подготовки. Разработка паспорта специалиста позволяет: во-первых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умений, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника, во-вторых, определение круга его основных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы. Модель специалиста по медико-социальной работе можно представить в следующем виде (Схема 2.2.1).

Профессиональная деятельность

Пути вмешательства в решение проблемы: воспитание, фасилитация, адвокатирование)

Паспорт специалиста Модель подготовки специалиста
Личностные качества (гуманистический, общекультурный, нравственный потенциал)   Общие требования к знаниям и умениям (профессиональная подготовка, знания в различных областях психологии, педагогики, медицины, права, информатики и пр.)   Специальные функции (медико-ориентированные, социально-ориентированные, интегральные) Учебные планы (по специальности и специализации)   Учебные программы (отдельных дисциплин и спецкурсов)   Система подготовки кадров (подготовка персонала всех звеньев, последипломная подготовка)   Планирование и прогнозирование в кадрах (по отдельным областям здравоохранения и социального обслуживания населения)

Схема 2.2.1. Модель специалиста по медико-социальной работе.

При определении личностных качеств социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности. Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости и коммуникабельности. Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на:

1). Официальных, легитимных полномочиях;

2). Должностном и социальном статусе;

3). Профессиональной и личной репутации;

4). Знаниях, учениях, навыках и опыте;  

5). Личной привлекательности, обаянии, технике общения.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Однако, невозможно решать проблемы со здоровьем без широкого спектра социальных факторов. По данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Деятельность социальных работников характеризуется по меньшей мере тремя подходами к вмешательству в проблему. Воспитательных подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать советы, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливать обратную связь и пр. Фасилитативный подход выполняет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ресурсов. Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда социальных работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов.

Вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста определение его должностных обязанностей, специальных функций, которые он выполняет на уровне профессионального дипломированного работника.

Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и в разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и составить в соответствии с предложенной нами концепцией обобщённый перечень специальных функций, объединив их в три группы медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегрированные.  

Медико-ориентированные функции Социально-ориентированные функции Интегрированные функции
· Организация медицинской помощи и ухода · Оказание медико-социально помощи семье · Медико-социальный патронаж различных групп · Оказание медико-социальной помощи хроническим больным · Организация паллиативной помощи умирающим · Предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности · Санитарно-гигиеническое просвещение · Информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося · Обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи · Представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи · Содействие в предупреждении общественно опасных действий · Оформление опеки и попечительства · Участие в проведении социально-гигиенического мониторинга · Участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения · Обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья · Информирование клиентов о льготах, пособиях других видах социальной защиты · Содействие клиента в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получении пособий и выплат · Семейное консультирование и семейная психокоррекция · Психотерапия, психическая саморегуляция · Коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков · Комплексная оценка социального статуса клиента · Содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического и психического здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях · Формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни · Планирование семьи · Проведение медико-социальной экспертизы · Осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов · Проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клинической медицины · Содействие предупреждению распространения ВИЧ инфекций и обеспечение защиты инфицированных и членов из семей · Социально-правовое консультирование · Участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях · Обеспечении преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов 

Таблица 2.2.1. Функции специалистов по медико-социальной работе.

Предложенная функциональная характеристика специалиста по медико-социальной работе дает возможность пользоваться ей при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной защиты населения, а также может использоваться в качестве методического подхода на этапе разработки ведомственных приказов, инструкций и нормативных документов.

Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы сложная задача. Особенностью ее организационно-методических аспектов является отсутствие достаточного опыта подготовки отечественных социальных работников. Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы можно представить следующим образом.

Первый уровень Подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных (факультативных) дисциплин и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медико-социальное образование. 
Второй уровень Подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях таких как колледжи или техникумы. Это среднее медико-социальное образование. 
Третий уровень Подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляют подготовку специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативно-правовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальных учебным программам.
Четвертый уровень  Последипломная подготовка. Данный уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.

 Таблица 2.2.2. Система подготовки специалистов по медико-социальной работе.

В современных условиях трудно прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Проблемы научного обоснования в специалистах медико-социального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах, а также общегосударственной кадровой политики в целом. В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту; продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда; вопросы занятости населения в различных отраслях экономики; состояние здоровья населения; уровень социальной напряженности в обществе; потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке; источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля; увязка территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры, институты народного хозяйства и т.д.).

Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов должны включать:

1. Медико-социальную характеристику обслуживаемого контингента (семьи, инвалиды, пожилые и т.д.).

2. Медико-социальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем.

3. Анализ факторов, предопределяющих остроту и сложность проявления имеющейся стрессовой ситуации.

4. Выявления и анализ основных факторов, препятствующих успешной деятельности специалистов по медико-социальной работе. 

5.  Обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы: определение численности нуждающегося контингента, форм предупреждения и решения проблем.

6. Определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы как среди населения, так и в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др.

Данные подходы ориентируют на создание точных методик расчетов потребности в специалистах по медико-социальной работе для различных регионов и отдельных сфер медицины, здравоохранения и социальной защиты населения.

Рационально организованная подготовка медико-социальных специалистов имеет большое значение для эффективного выполнения медико-социальной работы.

Специальность социальная работы была введена в систему профессионального образования страны 7 августа 1991 года приказом Государственного комитета образования СССР. [44 ]

Как было отмечено выше, всех социальных работников можно разделить на три иерархические группы: специалисты по социальной работе, социальные работники среднего звена, социальные работник низшего звена.

Подготовка специалистов по социальной работе а немедицинских вузах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для специальности «Социальная работа».

Среди дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по социальной работе присутствуют дисциплины напрямую связанные с медико-социальными вопросами, например, предмет «Основы социальной медицины». На изучение вышеперечисленного материала отведено всего 216 часов, включая 108 аудиторных. До принятия ГОС ВПО 10 марта 2000 г. данный предмет был единственным, посвященным медико-социальной вопросам. Этого было явно недостаточно для усвоения материала, а тем более для понимания медико-социальной работы, как одного из направлений профессиональной деятельности.

Принимая во внимание объективную необходимость углубления и расширения медико-социальных знаний, умений и навыков у студентов, в этот стандарт в цикле специальных дисциплин был введен предмет «Содержание и методика социально-медицинской работы». Кроме того, Стандарт указывает на прикладной характер данной дисциплины и предусматривает две недели практики при ее изучения.

При овладении специализацией на старших курсах вузов предусмотрено введение специализаций на усмотрении вузов. Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области социальной работы рекомендуется перечень из 41 специализации, которые имеют медико-социальную направленность: 350513 – «Социальная работа в системе здравоохранения», 350535 – «Социально-медицинские технологии работы с населением» и др.

Специалистов по социальной работе готовят в ряде вузов России. Подготовка проходит по ГОС ВПО.

Средние учебные заведения Российской Федерации готовят специалистов среднего звена по специальности 0205 – «Социальная работа». Стандарт обучения в этих заведениях по перечню предметов близок с стандарту вузов, однако перечень и объем изучаемых дисциплин усечен.

К социальным работникам низшего звена можно отнести волонтеров, которые не имеют никакой специальной профессиональной подготовки. Тем не менее многие из них проходят обучение по различным программам в тех медицинских центрах, по направлениям деятельности в которых они работают.

В последнее время в РФ под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития, Федерального агентства по образованию активно формируется сеть научных учреждений, оказывающих специализированную медико-социальную помощь, медико-психологическую и психолого-педагогическую помощь населению с целью повышения уровня общественного здоровья и качества жизни. Однако, несмотря на юридическое обоснование медико-социального направления социальной деятельности, оно еще находится на стадии становления в связи с неоднозначным подходами к проблеме обеспечения здоровья человека со стороны различных министерств, агентств и ведомств.  При этом многие вопросы, в том числе качество подготовки специалистов по медико-социальной работе, остается недостаточно решенными. 

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 года, когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность – «Специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

· развитие личностного интереса в выбранной профессии;

· формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

· формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

· формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, человеку необходимо сформулировать вектор профессиональной цели, то есть ответить на вопросы, чего он хочет в совей профессии, что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха, что он может и должен сделать, чтобы развивать свои собственные личностные качества и интересы.

Самовыдвижение к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф. Зеер, пять стадий:

1. оптация – формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2. профессиональная подготовка – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3. профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4. профессионализация – формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые и профессионально значимые образования, квалификационное выполнение профессиональной деятельности;

5. профессиональное мастерство – полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности на основе продвижения интегральных психологических новообразований.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьезные «расхождения во взглядах» между своими установками и системой ценности социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придется посвятить себя какой-либо другой деятельности.

Те же, кто ничинает овладевать этой профессией, очень скоро осознают огромное воздействие на нее таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.

Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, порядочность, вежливость, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психофизиологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. 

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психическое состояние (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессий, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не очень быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личностных ресурсов для решения сложной или нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.  

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «констукций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. 

 

 

 

         

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: