Особенности медико-социальной работы, организация реабилитации пожилых и инвалидов

Одним из наиболее оптимальных путей повышения эффективности работы с инвалидами и гражданами пожилого возраста является развитие реабилитационного звена, которому в настоящее время, по мнению многих исследователей, на местах не уделяется должного внимания.

Снижение уровня здоровья населения России выводит на первый план реорганизацию медико-социальной помощи. Необходима принципиально новая модель медико-социальной помощи. Базой для такой модели может послужить реабилитационная концепция социальной защиты и здравоохранения, а предпосылкой безболезненного ее вживания в реально существующую систему медико-социальной помощи населению, безусловно, является подготовка специалистов с соответствующим мировоззрением.

Современные особенности процессов воспроизводства населения, характер преимущественной патологии, социальная незащищенность большинства населения, экологическое и санитарное неблагополучие в регионах Российской Федерации предопределили необходимость трансформации оказания медицинской помощи с особым акцентом на увеличение ее доступности. Разделяя такой подход новые медико-социальные технологии следовало бы рассматривать с точки зрения функциональной модели и не ставить вопрос создания новых служб в условиях дефицита финансовых средств для существования учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и других отраслей.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что обширной и неразработанный частью социальной работы являются лица пожилого и старческого возрастов, традиционно наблюдающиеся в сфере здравоохранения. По данным исследователей, социально-медицинские проблемы выявляются не менее чем у 60% пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Все это свидетельствует о том, что резко возрастает потребность в адекватных и эффективных мерах, направленных на оказание медико-социальной помощи нуждающимся гражданам для поддержания из социального, психологического и физического статуса.

Медико-социальная работа рассматривается, как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально ведущих о осложнениям и инвалидизации. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

Особенность медико-социальной работы заключается в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения, но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности. Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежных профессий – врачей, психологов, юристов.

Практическая медико-социальная работа, имеющая в арсенале разнообразные приемы, методы и технологии составляет важный компонент работы центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На базе специализированных отделений медико-социального обслуживания на дому комплексная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов проходит стадию становления, в связи с чем возникает ряд проблем организационного и экономического характера:

· обеспечение клиентов техническими и вспомогательными средствами реабилитации;

· недостаточность финансовых ресурсов;

· подготовка квалифицированных кадров;

· предоставление достаточной по объему и доступной в условиях ухода на дому медико-социальной помощи.

Анализ состояния здоровья по гериатрической оценке и на основании данных объективного и субъективного исследования оценки способности к самообслуживанию показал, что 87,4% клиентов отделений имеют выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг друга и решение которых затруднено в рамках односторонних профессиональных мероприятий. По нозологии лидирующее место занимают болезни органов кровообращения, в первую очередь гипертоническая болезнь, осложнённая нарушением кровообращения и ишемическая болезнь, осложненная острым инфарктом миокарда. На втором месте – болезни костно-мышечной системы с выраженным артроза-артритом, переломами шейки бедра, онкологические заболевания последней стадии. Третье место занимаю болезни эндокринной системы - осложнения сахарного диабета, старческие деменции. Клиенты нуждаются в восстановлении социального статуса. Отмечаются психоэмоциональные проблемы, связанные с одиночеством, характером складывающихся отношений с родственниками. Значительное число клиентов нуждается в финансовой поддержке, обеспечении техническими средствами реабилитации, бытовой адаптации.

Таким образом, результаты, исследований выявляют необходимые потребности немобильных клиентов как со стороны социального, так и медицинского аспектов, что позволяет обозначить цель, разработать концепцию дальнейших действий.

Целью работы центров в данном направлении является: организация медико-социальной реабилитации и адаптации пожилых граждан и инвалидов, проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий для достижения максимально возможного уровня здоровья и частичного, либо полного восстановления способностей к самообслуживанию.

Задачи центров:

· осуществлять взаимодействие между центрами и лечебно-профилактическими учреждениями;

· привлекать к работе врачей – «узких» специалистов для проведения консультативных и лечебных мероприятий в рамках курсов оздоровления клиентов;

· осуществлять медицинское, физиотерапевтическое лечение в комплексе с социально-психологической реабилитацией;

· восстанавливать равновесие между клиентами и социальной средой, интегрировать поведение пожилых граждан и инвалидов в соответствии с требованиями норм жизни;

· оказывать содействие в обеспечении техническими вспомогательными устройствами и приспособлениями, облегчающими процессы самообслуживания и ухода за пожилыми лицами;

· обучать пожилых граждан пользованию вспомогательными средствами, членов семей способам ухода, обеспечивающими расширение уровня самообслуживания и безопасности пожилого человека;

· разрабатывать методические рекомендации по реализующимся реабилитационно-оздоровительным программа;

· проводить санитарно-просветительские мероприятия по актуальной тематике.

Для решения поставленных задач применяются комплексные технологии, требующие квалифицированного исполнения несколькими специалистами разных областей. Поэтому данная модель оказания медико-социальной помощи рассчитана на реализацию командного подхода к работе. Команда осуществляет многостороннее наблюдение и контроль за состоянием клиента, включая все его соматические, психологические и социальные аспекты. Такая организация ухода позволяет клиенту рассчитывать на то, что профессионально подготовленные медицинские и социальные работники всегда будут готовы ему помочь в решении возникающих проблем.

Мероприятия по оказанию медико-социальных услуг выполняются поэтапно и комплексно.

Комплекс медико-социальных услуг включает:

· медикаментозное лечение;

· ЛФК;

· массаж;

· физиотерапия;

· психологическое консультирование;

· трудотерапия;

· уход и наблюдение;

· бытовая помощь;

· услуги социального работника.

Недостаточность предоставляемых медико-социальных услуг накладывает отпечаток на эффективность реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившейся практикой медико-социального обслуживания и потребностями клиентов является актуальной задачей на сегодняшний день. Современные подходы к оказанию подобного вида помощи различны и многообразны. Для эффективности медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных услуг.

Современное состояние в структуре социальных служб служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы.

В реабилитации инвалидов, лиц пожилого возраста достигнуты определенные успехи. Эта проблема требует решения многих задач организационного, экономического и методологического порядка. Тенденция по внедрению медико-социальной работы в центах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов вселяет надежду, что в будущем она станет неотъемлемой частью в полноценной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов.

Процесс социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий как со стороны клиента, так и со стороны специалистов по социальной работе, семьи, окружения.

Главной стратегической целью дальнейшего совершенствования системы медико-социальной помощи является обеспечение ее реальной доступности.   

В целях повышения уровня и качества жизни граждан, комитетом по социальной защите населения Ленинградской области реализуется Государственная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области». Целью данной программы является создание условий для роста благосостояния граждан-получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживание населения.

Основными задачами данной программы являются: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи и рождения детей; повышения роли некоммерческих организаций в предоставление социальных услуг гражданам и услуг социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, больным наркоманией, прошедшим курс медицинской реабилитации или находящимся в устойчивой ремиссии. Объем финансирования финансового обеспечения реализации Государственной программы составляет 166022612,04 тыс. рублей, том числе:

2014 год - 12191112,82 тыс. рублей;

2015 год - 13492449,12 тыс. рублей;

2016 год - 14978568,70 тыс. рублей;

2017 год - 15834333,20 тыс. рублей;

2018 год - 15278439,20 тыс. рублей;

2019 год - 15604958,00 тыс. рублей;

2020 год - 15728550,20 тыс. рублей;

2021 год - 15728550,20 тыс. рублей;

2022 год - 15728550,20 тыс. рублей;

2023 год - 15728550,20 тыс. рублей;

2024 год - 15728550,20 тыс. Рублей

В результате реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

· снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки с 12,0 проц. в 2014 году до 10,8 проц. в 2024 году;

· удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей с детьми в услугах учреждений социального обслуживания с 97,1 проц. в 2014 году до 100 проц. в 2020 году и стабильное обеспечение потребности на 100 проц. до 2024 года;

· повышение удельного веса граждан, получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности обслуженных граждан с 1,5 проц. в 2014 году до 6,5 проц. в 2024 году;

· повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 проц. от средней заработной платы в Ленинградской области и сохранение уровня средней заработной платы в Ленинградской области до 2024 года.

Данная программа состоит из подпрограмм, которые представлены в таблице 2.3.1.

Наименование подпрограммы

2017 год

Темп роста к 2016 году

Итого (тыс. рублей) Федеральный бюджет Областной бюджет
Государственная программа Ленинградской Области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» 15 817 877,20 2 491 588,50 13 326 288,70 5,7
1. Подпрограмма 1 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» 8 054 878,30 1 803 262,10 6 251 616,2 2,3
2. Подпрограмма 2 «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» 3 592 629,40 3 303,10 3 589 326,30 8,2  
3. Подпрограмма 3 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» 3 623 855,00 678 608,40 2 945 276,60 11,1    
4. Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы» 447 979,50 0,00 447 979,50 5
5. Подпрограмма 5 «Старшее поколение Ленинградской области» 9 720,50 521,60 9 198,90 53,3
6. Подпрограмма 6 «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» 88 784,50 5 893,40 82 891,10 9,8

 

Таблица 2.3.1. Государственная программа Ленинградской Области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан».

Подпрограмма «Старшее поколение Ленинградской области» является продолжением долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области".

В соответствии с федеральными законами от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", областным законом от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области" Подпрограмма предусматривает дальнейшее развитие социального обслуживания в современных условиях в части повышения доступности и качества гарантированных Правительством Ленинградской области социальных услуг, расширения перечня сверх гарантированных услуг, продолжения функционирования системы социальной поддержки граждан пожилого возраста с использованием комплексного подхода к решению задач и применением инновационных методов работы.

На 1 января 2013 года численность граждан пожилого возраста в Ленинградской области составила 402,6 тыс. человек, в том числе 24 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них тружеников тыла - 16 тыс. чел.), 117 тыс. ветеранов труда, 43 тыс. одиноких пожилых граждан. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Ленинградской области прогнозируется значительное увеличение численности населения старше трудоспособного возраста - с 384,6 тыс. человек в 2011 году до 567,2 тыс. человек в 2031 году.

По данным органов социальной защиты населения Ленинградской области, наибольшая потребность в постоянной посторонней помощи и социальных услугах отмечается у граждан в возрасте 70 лет и старше. До 40 проц. пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста.

Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. В последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении количества уровня заболеваемости и смертности.

Старение населения сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.

Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных на усиление их социальной защищенности, и создание условий для их активного участия в жизни общества. В силу возрастных особенностей пожилым гражданам трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Пожилые граждане нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению доступа к общественным благам и услугам.

Особым фактором социального риска является одиночество, оказывающее негативное воздействие на способность пожилых людей к самостоятельному обслуживанию и передвижению и отрицательно влияющее на психическое здоровье граждан. Потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.

В то же время остаются нерешенными задачи доступности жилья для безопасного проживания и повышения уровня обеспеченности индивидуальными вспомогательными средствами, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению. Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленной сельской местности, ведет к раннему переходу в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.

В целях выявления пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах и различных видах помощи, в Ленинградской области внедрена практика профилактических подворных обходов одиноких и одиноко проживающих граждан. По результатам обхода оформляется акт обследования материально-бытовых условий проживания гражданина.

В настоящее время действуют 21 мобильная бригада по оказанию неотложных социальных услуг гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленных населенных пунктах и сельской местности, оснащенная автомобилями, приобретенными за счет областного бюджета Ленинградской области и средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях обеспечения экстренной круглосуточной помощи на дому пожилым людям и инвалидам внедрена технология социального обслуживания "Тревожная кнопка". С 2015 года указанная технология действует во всех муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области. Услуга оказана более 2118 пожилым людям и инвалидам старше 18 лет (в 2012 году услугу получили 180 граждан).

Внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области стационарозамещающей технологии предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста "Приемная семья для пожилых людей" позволяет отсрочить или избежать направления в дома-интернаты пожилых людей, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

На сохранение социальной активности граждан старшего поколения направлена деятельность стационарных отделений и отделений социальной реабилитации в центрах социального обслуживания населения, реализующих в том числе мероприятия по социальному наблюдению, выявлению проблем обслуживаемых инвалидов и помощи в их решении, терапии средой, проведению релаксации, созданию групп поддержки, проведению групповых тренингов, психологической коррекции, трудотерапии, консультаций специалистов. На базе отделений ведется опытно-экспериментальная работа, апробируются и внедряются современные технологии социальной реабилитации пожилых людей. За 2012 год обслужено свыше 4,5 тыс. человек.

Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей в Ленинградской области осуществляется в форме развития социально-просветительского проекта "Университет третьего возраста". В рамках реализации проекта организовано обучение по различным направлениям: компьютерная грамотность, здоровьесберегающие технологии, краеведение, правоведение, иностранные языки, народное творчество, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания. По данным направлениям прошли обучение более 7000 тысяч граждан пожилого возраста. В целях поддержки активного социального долголетия, реализации социокультурных потребностей пожилых людей, навыков, полученных на факультетах "Университета третьего возраста", развития их творческого потенциала и современных форм общения проводится областной конкурс фоторабот граждан пожилого возраста Ленинградской области "Мир глазами старшего поколения.

Главным фактором, сдерживающим решение проблем граждан пожилого возраста, остается недостаточность финансирования.

Направления развития:

1. Проект «Социальный кодекс» с закреплением принципа адресности и нуждаемости.

2. Проект «Область равных возможностей» (обеспечение доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями).

3. Обеспечение качества и полной доступности для населения социальных услуг (развитие действующей сети организаций социального обслуживания, рынка социальных услуг).

4. Создание сети из трех гериатрических центров.

5. Открытие Областного реабилитационного центра для инвалидов.

Важно отметить, развитие единой государственная система социального обеспечения, которая позволит:

· Обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления информацией о получателях мер социальной поддержки и объеме предоставляемой им из различных источников социальной поддержки;

· Избежать дублирования выплат одному и тому же гражданину в разных субъектах федерации;

· Создать единую базу данных, позволяющую обеспечить учет и анализ социальных расходов;

· Обеспечить граждан необходимой информацией о льготах и пособиях.

«Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».[1]

Основные направления развития социального обслуживания Ленинградской области в 2018 году представлены в Таблице 2.3.2.

Наименование показателей 2016 год 2017 год 2018 год
Число получателей услуг, чел. 9 111 9 828 12 000
Соотношение средней зарплаты социальных работников со средней заработной платой в Ленинградской области 80,1 80,0 100,0
Очередность в организациях, осуществляющих стационарное обслуживание, тыс. человек. 143 0 0
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов получивших услуги в негосударственных организациях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности. 5,1 5,5 6,0

Таблица 2.3.2. Направления развития социального обслуживания Ленинградской области в 2018 году.

«В нашем обществе уже давно есть запрос на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста. Она должна опираться на дифференцированный подход, на создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто нуждается, действительно, в помощи».[2]

Основные задачи на 2018 год:

· Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов путем создание территориальной системы долговременного ухода;

· Сопровождаемой проживание инвалидов;

· Разработка и внедрение Социальной карты;

«Мы продолжаем изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, и их запросам, была более современной и справедливой. Для реализации новой политики потребуются кардинальные изменения в работе систем соцзащиты, здравоохранения, образования.»[3]

Проект «Повышение качества государственных услуг». Оптимизация порядка предоставления услуг Комитета по социальной защите населения. Цели:

· Изменение порядка предоставления услуг за счет изменения внутренних процессов и процедур и унификации требований к разработке административных регламентов;

· Формирование системы контроля качества предоставления государственных (муниципальных) услуг органами власти за счет ресурсов МФЦ;

· Внедрение системы электронного документооборота между МФЦ и органами власти документов при приеме/передачи документов при предоставлении услуг, без дублирования бумажных носителей (за исключением оригиналов документов);

· Перераспределение потока заявителей, осуществляющих подачи документов и получение результатов предоставления услуг из органов власти в МФЦ и на портал государственных услуг.

Результаты:

· Сокращение сроков предоставления услуг, исключение избыточных действий в процессе определения права и принятия решения;

· Контроль за соблюдением административного регламента органами государственной власти и органами местного самоуправления, оценка эффективности деятельности;

· Соблюдение сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг, оптимизация затрат в результате рационального использования материальных и трудовых ресурсов;

· Создание единой модели единой модели публичных отношений граждан и государства.

 

 

       

Выводы 2 главы




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: