Обзор международных и национальных стандартов в области медико-социальных услуг

 

Проблемы стандартизации медико-социальных услуг и системы медико-социального обслуживания связаны прежде всего с Общей концепцией стандартизации в России и разработанной Региональной концепцией стандартизацией социального обслуживания в субъекта РФ. Стоит отметить, что данные два документа не должны противоречить друг другу.

Разработка стандартов социальных услуг в регионе и координация научных разработок в этой области предусматривают изучение потребностей различных категорий населения в социальных услугах, общественного мнения по различным вопросам социальной защиты населения, и в частности, социального обслуживания, а затем - определения общей концепции, принципиальных подходов и методологических основ, создание соответствующей нормативно-правовой базы.

Принципиально важно разобрать с такими понятиями как «социальное обслуживание», «система социального обслуживания», «социальные услуги», «учреждение социального обслуживания», «социальная служба», «национальный стандарт», «стандарт субъекта РФ», «стандартизация социальных услуг», «объекты стандартизации социального обслуживания», «нормативные правовые документы по стандартизации федерального и регионального значения», «международные стандарты социальных услуг», «стандарт качества учреждения», «стандарт качества социальных услуг» и др.

Концепция, как правила, включает определение цели и задач стандартизации в регионе; разработку основных принципов стандартизации социальных услуг, обеспечивающих системность, комплексность, оптимальность и специфичность с точки зрения политики, научно обоснованные требования; ресурсное обеспечение стандартизации, создание и ведение классификации, сертификацию социальных услуг.

Важнейшей частью концепции является раздел, в котором определяются категории стандартов системы социального обслуживания населения, объекты стандартизации, виды стандартов (обязательные и рекомендательные), организация работы по осуществлению разработки и корректировки стандартов социальных услуг.

Стандартизация социальных услуг непосредственно связана с социальной политикой в регионе и формирование бюджета субъекта РФ, ориентированного на результаты деятельности в области социального обслуживания. Разработка и внедрение стандартов, осуществляемые в целях повышения качества услуг, также взаимосвязаны с мониторингом эффективности социальных услуг, лицензированием и обучением персонала.

Стандарты социальных услуг помогают изменить направление и приоритеты использования ресурсов при переходе от низкого качества услуг к высокому, от традиционных к альтернативным услугам, диверсификации социальных услуг более высокого качества. Установление стандартов способствует изменению состояния, качества жизни различных категорий населения и позволяет экономить бюджетные деньги, выделенные социальным службам.

Государственный стандарт социального обслуживания – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (п. 2.1.23 ГОСТ Р 52495-2005).   

Государственные стандарты – это гарантия правительства субъектов РФ населению на определенный уровень качества предоставляемых услуг. Поэтому стандарты должны быть реалистичными, надежными, обоснованными, четкими и, как подчеркивается в социальной квалиметрии, должны поддаваться количественной оценке.

Стандарты субъектов РФ, во-первых, должны полностью соответствовать национальным стандартам РФ, во-вторых, применяться и использоваться в повседневной работе социальных служб; в-третьих, обеспечивать улучшение качества жизни тех категорий населения, для которых они предназначены.

Стандартизация в регионе невозможна без разработки и применения программ первоочередных мер по стандартизации социального обслуживания и утверждение положения и порядка работы регионального технического комитета по стандартизации социальных услуг. Программа, как правило, состоит из таких разделов, как общие организационные мероприятия, работа с персоналом органов управления, в ведение которых находятся учреждения социального обслуживания, социальных служб и разработчиков стандартов, создание нормативно-правовой базы, разработка стандартов социальных услуг, создание механизма внедрения стандартов в практику социального обслуживания.

Эти лишь некоторые принципиальные положения, которые необходимо учитывать при организации работы в субъекте РФ по стандартизации социальных услуг.

Очевидно, что такие области науки и практики, как социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг, тесно взаимосвязаны в методологическом, теоретическом и практическом плане. Разработка и принятие национальных стандартов в области социального обслуживания создали основу (критерии и показатели) для измерения эффективности социальных услуг и деятельности социальных служб.

Обсуждение методологических и теоретических проблем стандартизации социальных услуг началось в канун принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г.№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В профессиональном журнале социальных работников была опубликована статья, в которой впервые были предложены меры по стандартизации системы социального обслуживания семей и детей»[4].

Проблемы стандартизации социальной работы неоднократно обсуждались на различных конгрессах, конференциях и методологических семинарах в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах России. С 1994 года на базе Минсоцзащиты населения России началась разработка национальных стандартов социальных услуг.

В 90-е годы XX столетия стандартизация понималась как процесс упорядочения деятельности социальных служб и отдельных социальных работников, как мера защиты и гарантия прав граждан на своевременное получение качественных социальных услуг по основным видам, предусмотренным федеральным законодательством.

За прошедший период в Российской Федерации сформировалась нормативная правовая основа стандартизации социальных услуг. Прежде всего, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором было сформулировано требование о том, что социальные услуги должны оказываться на основе стандартов, утвержденных правительством РФ. В соответствии с Федеральным Законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации с связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области стандартизации социальных услуг перераспределены полномочия между федеральными и региональными властями. Субъекты Российской Федерации получили полномочия в области разработки региональных стандартов социальных услуг и их реализации, право на развитие сети учреждений и их бюджетирование.

Региональные стандарты уже появились в некоторых регионах. Например, в Москве и Московской области, В Санкт-Петербурге и Ленинградской области и др. приняты специальные законы, регламентирующие социальное обслуживание и являющиеся, по сути, общими стандартами социальных услуг и в целом – деятельности социальных служб. Для реализации законов разработаны подзаконные правительственные акты указанных выше субъектов РФ.

Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день региональные стандарты разработаны далеко не во всех субъектах РФ.

За последние годы в отечественной литературе появилось немало публикаций, а которых анализируются проблемы стандартизации социальных услуг, что создает определенную базу для становления и развития теоретических основ стандартизации социальных услуг.

Отечественными исследователи и преподавателями вузов изучается зарубежный опыт разработки и применения стандартов социальных услуг. Неоднократно на семинарах и конференциях обсуждались методология и стандартизации услуг, применяемая в Великобритании, Германии, Франции, Швеции и США и других стран Европы и Америки.

Сегодня под стандартизации социального обслуживания понимается процесс установления в государственном и региональном масштабах единых правовых норм и требований, предъявляемых к качеству деятельности служб, к объему и качеству основных социальных услуг, а государственный стандарт понимается как образец, эталон, модель социальных услуг, как специальный нормативно-технический документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеств у услуг, а также создающий гарантии защиты клиентов и работников социальных служб, органов управления государства, занимающихся развитием социального обслуживания населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что стандартизация – это коллективный современный инструмент, который одновременно устанавливает требования к своевременности и качеству услуг и вызывает доверие к социальным услугам с целю усиления защиты и поддержки различных категорий населения, повышения социальной адаптации и социальной реабилитации граждан РФ, повышения привлекательности различных субъектов, так как качество социальных услуг способствует улучшению качества жизни и устойчивому развитию региона.

Стандартизация является надежным инструментом повышения эффективности социальных услуг и социальной защищенности, современным средством регулирования социальных отношений, уменьшения риска предоставления социальных услуг и фактором профессиональной социальной работы.               

В РФ вопросы стандартизации регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». На основании этого закона были определены основные документы, регламентирующие стандартизацию социальных услуг, - национальные стандарты, правила стандартизации, классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций и др.

При разработке новых стандартов, норм, нормативов, касающихся системы социального обслуживания населения, нельзя опираться только на подзаконные акты Правительства Российской Федерации, которые были приняты в сложно социально-экономической и психологической обстановке середины 90-х гг. Прошлого и начала нынешнего столетия, например на Федеральный перечень гарантированных социальных услуг 1995 г. Данный перечень прежде всего морально устарел и не соответствует реальным потребностям разных категорий населения. Стандарт – это документа, который отражает интересы разных сторон, участвующих в процессе социального обслуживания. Стандарты должны постоянно обновляться, хотя они, безусловно, консервативны. В процессе разработки новых стандартов составители должны опираться на результаты социологических исследований, охватывающих различные категории населения и отражающих как типовые, так и специфические потребности граждан в них.

Исследователи убеждены в том, что без обратной связи невозможно разработать качественные стандарты. Стандарт – это модель социального обслуживания определенной группы населения. Известно, что государственные стандарты социальных услуг рассчитаны на массового потребителя.

По состоянию на начало 2014 года с сфере социального обслуживания населения введены в действие 25 государственных стандартов.

Введены в действие с 01.01.2004   1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 326-ст) 2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. № 327-ст) Введены в действие с 1 января 2007 года 3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст) 4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 533-ст) 5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 534-ст) 6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст)
Введены в действие с 01.01.2009 7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 558-ст) 8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 559-ст) 9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 560-ст) 10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 561-ст) 11. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 562-ст) 12. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст) 13. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 564-ст) 14. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст) 15. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 566-ст)
Введены в действие с 01.01.2010 16. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53058-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст) 17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 436-ст) 18. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания» (Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 437-ст) 19. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53061-2008 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 438-ст) 20. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53062-2008 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 439-ст) 21. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53063-2008 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 440-ст) 22. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53064-2008 «Социальное обслуживание населения Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 441-ст) Введены в действие с 1 января 2011 года 23. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53348-2009 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2009 г. № 178-ст) 24. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53349-2009 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2009 г. № 179-ст) 25. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53555-2009 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 838-ст)

Таблица 3.2.1. Национальный стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения.

Рисунок 3.2.1. Карта стандартов социального обслуживания РФ.

Утвержденные в РФ национальные стандарты по функционалу группируются в три блока:

1-й блок национальных стандартов социальных услуг можно отнести у группе фундаментальных стандартов, определяющих идеологию социального обслуживания и имеющих теоретико-методологическое значение:

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

 ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» и др.

2-й блок национальных стандартов можно отнести к группе стандартов, в которых дана классификация основных типов и видов социальных служб и основных видов социальных услуг:

ГОСТ Р  52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

ГОСТ Р 52498-2005  «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;

ГОСТ Р 52885 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;

ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям»;

ГОСТ Р 53058-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» и др.

В 3-й блок национальных стандартов входит группа стандартов, которые устанавливают правила и порядок контроля качества социального обслуживания:

ГОСТ Р 52142-2003 «Качество социальных услуг. Общие положения»;

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»;

ГОСТ Р 53348-2009 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения» и др.

Системный анализ представленных блоков принятых национальных стандартов свидетельствует о том, что ни одна из групп стандартов не является полной и завершенной, и конечно достаточной для обеспечения эффективной системы социального обслуживания. Правы те исследователи, которые подчеркивают необходимость принятия национального стандарта, регламентирующего результативное функционирование всей системы социального обслуживание населения. Совершенно очевидно, что для обеспечения качества социальной работы в системе социальных служб необходимо принятие стандарта, регламентирующего все процессы, проходящие в них, а также процессы взаимодействия государственных социальных служб, принадлежащих к различным ведомствам. Не вызывает сомнения предложение исследователей о необходимости разработки и приятия стандарта, регламентирующего управление и менеджмент в системе социального обслуживания населения.

Государственные стандарты социального обслуживания обеспечивают решение следующих задач:

1. Определение единых требований к объему и качеству, порядку и условиям социального обслуживания.

2. Обеспечение клиентов информацией о качестве, результатах

3. Соблюдению прав граждан на получение качественного и своевременного социального обслуживания на основе адресного подхода с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбора видов и форм получения услуг социального обслуживания.

4. Защита интересов клиентов социального обслуживания.

5. Регулирование отношений в сфере социального обслуживания между органами исполнительной власти, местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания и клиентами.

6. Объективная оценка деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.

7. Расширение спектра услуг социального обслуживания за счет развития социального обслуживания организациями иных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей.

 Государственные стандарты социального обслуживания включают требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества услуги социального обслуживания в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая внесение запроса об оказании соответствующей услуги, ее получения, контроль качества услуги и рассмотрение жалоб (претензий) клиентов.

Государственные стандарты социального обслуживания должны содержать:

· Перечень категорий клиентов;

· Перечень документов, необходимых для оказания услуги;

· Требования к сроку оказания услуг, а также к срокам совершения действий и принятия решений в процессе оказания услуги социального обслуживания;

· Перечень оснований для отказа в оказании услуги;

· Описание результата оказания услуги;

· Квалификационные требования к должностным лицам и работникам, непосредственно обеспечивающим оказание услуги социального обслуживания;

· Требования к месту предоставления услуги социального обслуживания с учетом транспортной и пешей доступности;

· Режим работы государственного учреждения социального обслуживания, оказывающего услугу социального обслуживания, порядок доступа и обращения в указанное учреждение;

· Очередность предоставления услуги социального обслуживания в случае повышения спроса на нее над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания услуги социального обслуживания;

· Требования к информационному обеспечению клиентов при обращении за получением услуги социального обслуживания и в ходе ее оказания;

· Особенности предоставления услуги отдельными категориями граждан;

· Порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение городского норматива социального обслуживания;

· Порядок исправления возможных недостатков при оказании услуги социального обслуживания.

Таким образом, стандарты позволяют установить в государственном масштабе единые правовые нормы и требования, предъявляемые к службам и социальным услугам и предоставляют собой образец, эталон, модель, специальный нормативно-технический документ, устанавливающий требования к основным видам, объему и качеству предоставляемых услуг.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: