В проектной работе применяется следующие этапы

Проектная деятельность учащихся

На уроках ОРКСЭ

                                                                    

Содержание:

1. Введение …………………………………………………………   3

2. Теоретическая часть……………………………………………..   4

3. Практическая часть………………………………………………   10

4. Заключение ……………………………………………………....   16

5. Приложение* ……………………………………………………... 17

6. Литература ………………………………………………………... 22

    Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.

  Проектная деятельность в рамках введения ФГОС относится к области детской самостоятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

               

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

  • Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
  • Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
  • Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
  • В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
  • Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
  • Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации учебно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность.

    Формируется группа учебно-познавательных мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса, с другой.

Существенный прогресс наблюдается и в волевой сфере младшего школьника. Так на протяжении младшего школьного возраста идет развитие настойчивости, у детей формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься.

В процессе учебной деятельности идет развитие самостоятельности младшего школьника. Самостоятельность – это умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения поставленной цели, действовать на основе собственных взглядов и убеждений.

Но, конечно, наиболее важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере младшего школьника. Наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание, распознавать их качества воспитываются с раннего детства и создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка.

Воспитание младшего школьника не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а дополняют друг друга.. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках  ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Ведь ещё в 20 веке американский философ Джон Дьюти, педагог- исследователь Константин Николаевич Вентцель утверждали, что на ребёнка надо смотреть, как на маленького «искателя истины».

В основе проектных технологий на уроках ОРКСЭ  лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в ин­формационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе плани­рования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительными чертами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ являются:

· целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;

· практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;

· ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;

· деятельностный подход;

· сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);

· возможность работать в индивидуальном темпе;

· формирование жизненно важныхкомпетенций.

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:

· — исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской про­блемы с характерными для любой научной работы метода­ми исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);

· — прикладные – нацеленные на получение конкрет­ного результата деятельности;

· — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;

· — ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

В проектной работе применяется следующие этапы.

Первый этап – организационный

Второй этап – планирование

Третий этап – осуществление исследовательской деятельности

Четвёртый этап – презентация (защита)

Пятый этап – самооценка и внешняя оценка

Особое значение в работе над проектами имеют межпредметые связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.

ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования. Приучая детей задумываться над вопросами: Что и как я чувствую? Почему так оцениваю? Как я вообще воспринимаю это мир? Мы развиваем умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения.

По содержанию работы можно выделить следующие направления:

-историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;

- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);

- разработка проектов исследовательского характера.

Актуальна следующая тематика  проектов по ОРКСЭ в 4-х классах:

· Памятники духовной культуры России

· Добро и зло в народных сказках

· Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России

· Дружба начинается с улыбки

· Красота общения: этикет в жизни людей.

· Кто такой друг?

· Наши бабушки

· Национальные костюмы народов России

· Национальные традиции в нашей семье

· Наша семья в годы Великой Отечественной войны

· Нравственные правила в поведении героев народных сказок

· Правила поведения в храмах (церкви, мечети)

· Правила гостеприимства

· Религиозные праздники

· Так жили наши деды

· Традиции и ценности моей семьи

· Моя семья – моё богатство

 

 

Примерная работа по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: