(учебный проект)
Младшие школьники не представляют своей жизни вне семьи, все радости и горести они в первую очередь доверяют своим близким. Заботливый, чуткий учитель хочет, чтобы школа стала для ученика вторым домом, а класс – второй семьей, ведь порой в школе ребёнок проводит большую часть своего активного времени.
Учебный проект, раскрывающий и углубляющий тему семьи, изучаемую на уроках «Основы светской этики», может помочь установить учителю более тесный контакт с учениками и их родителями. Название «Моя семья – моё богатство!» показывает важность этой темы для детей. Проект рекомендуется проводить в рамках внеурочной деятельности по предмету «Основы светской этики» во время изучения тем «Семья», «Семейные традиции».
Проект основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «Технология (ИКТ)», «ИЗО». Работа над проектом повысит интерес ребенка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.
|
|
Для участия в проекте класс лучше разбить на небольшие команды по 4-6 человек.
Цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
2) осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;
3) объяснить самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты).
Метапредметные результаты:
1) совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого, поискового характера;
2) работать по составленному плану, использовать на ряду с основными дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных фор познавательной и личной рефлексии;
5) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совестной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совестной деятельности, адекватно оценивать собственную работу и работу окружающих.
Предметные результаты:
1) Усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.
|
|
Оборудование: проектор, экран, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А3.
Дидактические материалы: листы самооценки, самоконтроля и оценивания.
Ход проекта
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!
Л.Н. Толстой
Подготовительный этап
Для работы в учебном проекте разработан пакет документов Google. Ознакомиться с ним следует заранее. Ссылки на данные документы и инструкции по работе с ними содержаться в презентации «Рекомендации координатору проекта.
1. Скачайте план проекта, внесите даты, отредактируйте по своему усмотрению.
2. Распечатайте «Лист самооценки участия команды в проекте» для каждой команды в одну общую «Таблицу личного участия» для класса.
3. На родительском собрании расскажите родителям о предстоящем проекте.
I этап «Моя семья»
Проблемный вопрос первого этапа проекта: «Зачем человеку нужно знать свою родословную?»
Участники ответят на вопросы: «Что такое семья? Какие название членов семьи вы знаете? Как составляется родословное древо?»
Первый этап включает следующие задания:
1. Семейная викторина.
2. Составление родословного древа (выполняется индивидуально всеми членами команды).
3. Моделирование семьи из 4 поколений (выполняется всем классом или по командам).
Семейная викторина
Данное задание предназначено для индивидуального или командно-группового выполнения. Даётся время на обдуывание и поиска ответов.
Родословное дерево
Домашнее задание участникам проекта: с родителями составить родословное древо своей семьи. Выполненные работы приносятся для защиты и демонстрации в класс.
Моделирование семьи
По итогам смотра родословных древ участники составляют модель родственных связей семьи из 4 поколений. Эта модель может быть выполнена по выбору: либо в форме ролевой игры «Живая модель» (участвует весь класс); либо в виде коллективной композиции поделок из пластилина, солёного теста, аппликации и т.п. (по выбору) на уроке технологии («неживая» модель) – по командам.
II этап «Семейные традиции»
Проблемный вопрос второго этапа проекта: «Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй?»
Участники ответят на вопросы: «Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали?»
«Копилка народной мудрости»
Учащиеся в командах подбирают пословицы по теме, данной организатором проекта, иллюстрируют их.
Между командами распределяются следующие теы: пословицы о семье, пословицы о матери, пословицы об отце, пословицы о сестре и пословицы о брате (некоторые темы могут повторяться).
Для поиска пословиц команды дети отправляются в школьную библиотеку или используют книги из личных библиотек участников.
«Народные семейные традиции»