Русская народная сказка «Колобок» | |||||||
Этапы / направления деятельности | Задачи работы | Содержание работы | Создание условий: материалы и оборудование | ||||
1. Знакомство с литературным текстом и образами героев сказки | 1) Продолжать знакомить детей с жанром сказки, познакомить с содержанием сказки «Колобок», воспитывать эмоционально-образное ее восприятие через включение в ситуацию театра. 2) Развивать связную речь в процессе пересказа сказки. 3) Развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, мелкую и общую моторику, эмоциональную отзывчивость. 4) Закреплять представления о героях сказки и последовательности событий, формировать умение понимать смысл произведения. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Колобок – румяный бок!»: ¾ вовлечение детей в занятие: у воспитателя корзинка с мячами, раздается шорох (воспитатель незаметно шуршит пакетом), воспитатель удивляется (Кто это шуршит?) и достает из корзинки Колобка (игрушка), спрятанного среди мячей ¾ рассказывание сказки «Колобок» с показом театра бибабо ¾ двигательное упражнение «Скок-скок, колобок!» (дети встают друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего ребенка и двигаются «змейкой» за воспитателем-колобком). Воспитатель произносит слова: Скок-скок, колобок! Колобок – румяный бок! Колобок на порожек – И мы на порожек. Колобок к крылечку – И мы к крылечку. Колобок к воротам – И мы к воротам. Колобок по дорожке – И мы по дорожке. Колобок по тропинке – И мы по тропинке! Колобок в лес – А мы не пойдем! (останавливаются) И ты не ходи, там хитрая лиса тебя съест! ¾ беседа по содержанию сказки, игра на внимание «Кто лишний?» (используя картинки или фигурки, воспитатель демонстрирует детям героев сказки, добавляя одного лишнего персонажа, например, мышку; дети должны его определить и убрать) ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Скажи за героя» ¾ дидактическая игра «Кого встретил Колобок?» (отгадывание загадок, поиск картинок с символическим изображением героев сказки, моделирование последовательности событий с их помощью) ¾ выход из занятия: предложить детям поиграть с мячами-колобками (прокатывание в воротики или между предметами, забрасывание в корзинку, ловля и отбивание и т.п.) | ¾ Книги со сказкой в разном оформлении
¾ Игрушка Колобок ¾ Мячи ¾ Иллюстрации к сказке, картинки с изображением персонажей ¾ Графические символы, изображающие героев сказки (круги разного цвета и размера)
¾ Мнемотаблица по сказке ¾ Озвученная презентация сказки, средства для просмотра ¾ Шапочки и элементы костюмов персонажей сказки ¾ Декорации (лес – макеты деревьев) ¾ Волшебный мешочек ¾ Разные виды театра по сказке ¾ Фланелеграф, театральная ширма-домик ¾ Настольные игры ¾ Материалы для экспериментирования и лепки из соленого теста ¾ Металлофоны ¾ Картинки для раскрашивания и аппликации по мотивам сказки ¾ Афиши
| ||||
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ просмотр озвученной презентации по мотивам сказки «Колобок», словесная игра «Колобку мы помогаем – конец сказки изменяем!» (задача: придумать другой конец сказки, помочь колобку спастись от лисы, используя разные способы) ¾ пальчиковая игра «Колобок» ¾ двигательное упражнение «Скок-скок, колобок!» ¾ игры на внимание «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Что изменилось?» (с героями сказки) ¾ дидактическая игра «Кого встретил Колобок?» ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Скажи за героя» ¾ пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу (индивидуальная и подгрупповая работа) ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с фигурками героев сказки для настольного театра) - игра «Слушая мои подсказки, угадай героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал загадку – вытаскивает на ощупь героя сказки из мешочка), переход в театрализованную игру по сказке «Колобок» с фигурками настольного театра | |||||||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ рассматривание книг и иллюстраций к сказке «Колобок» ¾ настольные игры «Собери сказку», «Кто лишний?», «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Найди двух одинаковых колобков» (по сказке) ¾ игры с разными видами театров по мотивам сказки «Колобок» | |||||||
2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности | 1) Продолжать готовить детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств вербальной и невербальной выразительности. 2) Развивать пластику, умение выразительно передавать движения, жесты и мимику, характерные для персонажей сказки. 3) Развивать интонационную выразительность речи, учить интонационно точно исполнять песенку Колобка. 4) Формировать умение управлять тембровой окраской и силой голоса, темпом речи, дыханием. | Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ игры-упражнения «Скажи за героя» (как медведь грозным голосом, как лиса хитрым голосом - «Колобок, колобок, я тебя съем!») ¾ игра малой подвижности «Колобок – румяный бок, спой мне песенку, дружок!» (дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу игрушечного Колобка, когда музыка смолкает, дети перестают передавать Колобка и воспитатель говорит: «Катился Колобок, катился, а навстречу ему заяц». Тот ребенок, у которого в это время находится Колобок, выходит в центр круга. Все остальные дети изображают «зайца» и говорят его голосом: «Колобок – румяный бок, спой мне песенку, дружок!». Ребенок поет песенку Колобка для зайца, потом встает на свое место и игра продолжается) ¾ имитационная игра «Слушая мои подсказки, покажи героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал – получает шапочку и показывает героя, используя подражательные движения) ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с шапочками и костюмами персонажей сказки «Колобок») – ряжение, игра «Раз, два, три – герой сказки, замри!» (отработка движений, поз и мимики персонажей перед зеркалом) ¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги ¾ пантомимический этюд «Кого встретил Колобок?» (ребенок выбирает картинку с изображением одного из персонажей сказки; не показывая ее другим детям, он молча разыгрывает эпизод встречи Колобка с этим героем – показывает пантомиму; остальные дети угадывают, какой герой представлен) ¾ совместное рассказывание сказки «Колобок» по ролям | |||||
3. Организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки
| 1) Развивать творческие способности детей, графомоторные навыки. 2) Приобщать к познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования. 3) Закреплять последовательность событий сказки, уточнять образы персонажей. 4) Формировать умение осуществлять художественно-творческое оформление сказки. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): ¾ Экспериментирование «Замесим тесто» (получение соленого теста из муки, соли и воды) ¾ Лепка из соленого теста «Испечем Колобков», обыгрывание поделок – исполнение песенки Колобка для героев сказки | |||||
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ аппликация по подгруппам «Раз страничка, два страничка» (дети делают аппликации эпизодов сказки из готовых фигур, потом собирают книжку-самоделку, рассматривают ее, вспоминают последовательность событий) ¾ игра-загадка на металлофоне «Кто в лесу живет?» (отгадывание персонажей сказки по звукам на металлофоне, сначала загадки загадывает воспитатель, а дети отгадывают, потом дети загадывают загадки друг другу и воспитателю – использовать ширму и спрятанные за ней металлофон и фигурки героев сказки) | |||||||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ раскрашивание, рисование героев сказки, картинок-иллюстраций к ней, афиш ¾ дидактические упражнения «Найди и обведи героев сказки», «Нарисуй в лесу тропинки» | |||||||
4. Развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки | 1) Поддерживать интерес к совместной театрально-игровой деятельности, настроить детей на разыгрывание сказки. 2) Воспитывать доброжелательность, сочувствие, коллективизм. 3) Развивать коммуникативные способности, навыки взаимодействия в коллективе, связную речь. 4) Формировать умение совместно оформлять игровую среду, подбирать соответствующие атрибуты. | Этапы развертывания игры-драматизации: ¾ 1 этап – определение сказки, эмоциональная настройка детей на разыгрывание сказки: игра «Найди героя сказки» - воспитатель говорит, что в лесу спрятался герой сказки, но никак не получается его найти, предлагает поискать детям. Дети ищут, находят под елкой Колобка и педагог предлагает поиграть в сказку ¾ 2 этап – уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий (по книжке-самоделке) ¾ 3 этап – оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки: дети вместе с воспитателем подбирают и расставляют декорации (домик-ширма, лес из макетов деревьев), шапочки героев сказки, металлофон для озвучивания персонажей ¾ 4 этап – распределение ролей, выбор артистов, музыкантов, того, кто будет говорить слова автора (вначале за автора говорит воспитатель), зрителей (состав исполнителей должен меняться при повторном разыгрывании сказки) ¾ 5 этап – разыгрывание сказки «Колобок» с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей) ¾ 6 этап – показ сказки «Колобок» детям другой группы, родителям ¾ 7 этап – самостоятельная игра-драматизация по сказке «Колобок», сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр» |
|
|