Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | |||||||
Этапы / направления деятельности | Задачи работы | Содержание работы | Создание условий: материалы и оборудование | ||||
1. Знакомство с литературным текстом и образами героев сказки | 1) Продолжать знакомить детей с жанром сказки, познакомить с содержанием сказки «Волк и семеро козлят», воспитывать эмоционально-образное ее восприятие через включение в ситуацию театра. 2) Развивать связную речь в процессе пересказа сказки, обогащать и активизировать словарный запас детей. 3) Развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, мелкую и общую моторику, эмоциональную отзывчивость. 4) Закреплять представления о героях сказки и последовательности событий, формировать умение понимать смысл произведения. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Волк и семеро козлят»: ¾ вовлечение детей в занятие: на столе у воспитателя избушка, за которой спрятаны герои сказки (фигурки пальчикового театра); педагог загадывает детям загадки о каждом из персонажей и достает их по мере отгадывания, после чего предлагает послушать сказку ¾ рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» с показом пальчикового театра ¾ мимическая гимнастика «Добрая коза и злой волк»: воспитатель предлагает детям по словесному сигналу изобразить с помощью мимики добрую козу и злого волка – когда я скажу «Коза!», надо показать добрую, улыбающуюся, ласковую козу; когда я скажу «Волк!», надо показать страшного, сердитого, злого волка ¾ беседа по содержанию сказки, характеристика персонажей ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Спой песенку козы» (как коза, как волк) ¾ моделирование последовательности событий сказки с помощью графических символов ¾ выход из занятия: воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди козленка» (прячет игрушку в разных местах группы, дети ищут) | ¾ Книги со сказкой в разном оформлении
¾ Избушка ¾ Иллюстрации к сказке, картинки с изображением персонажей ¾ Графические символы, изображающие героев сказки (круги разного цвета и размера), пиктограмма сказки - карточка ¾ Мнемотаблица по сказке ¾ Озвученная презентация сказки, средства для просмотра ¾ Шапочки и элементы костюмов героев сказки ¾ Декорации (лес – макеты деревьев) ¾ Волшебный мешочек ¾ Разные виды театра по сказке ¾ Фланелеграф, театральная ширма-домик ¾ Зеркало ¾ Настольные игры ¾ Материалы для изобразительной деятельности
¾ Металлофоны ¾ Картинки для раскрашивания и аппликации по мотивам сказки ¾ Афиши, билеты, букеты цветов
| ||||
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ просмотр озвученной презентации по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» ¾ пальчиковая игра «Козлята» - дети, произнося слова, поочередно загибают пальцы на руках, начиная с большого пальца левой руки, на последние 2 строчки прячут руки за спину: Раз – козленок самый умный, Два – козленок самый шумный, Три – козленок самый быстрый, А четыре – самый чистый, Пять – козленок самый смелый, Шесть – козленочек умелый, А седьмой – трусишка, Спрятался, как мышка! ¾ игра «Расшифруй сказку» (дети отгадывают сказку по пиктограмме, рассказывают последовательность событий) ¾ пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на мнемотаблицу (индивидуальная и подгрупповая работа) ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с фигурками героев сказки для настольного театра) - игра «Слушая мои подсказки, угадай героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал загадку – вытаскивает на ощупь героя сказки из мешочка), переход в театрализованную игру по сказке «Волк и семеро козлят» с фигурками настольного театра ¾ подвижная игра «Волк и козлята» | |||||||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ рассматривание книг и иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят» ¾ настольные игры «Собери сказку» (паззлы или разрезные картинки), лото «Любимые сказки» ¾ игры с разными видами театров по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» | |||||||
2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности | 1) Продолжать готовить детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств вербальной и невербальной выразительности. 2) Развивать пластику, умение выразительно передавать движения, характерные для персонажей сказки, расширять «словарь» жестов и мимики. 3) Развивать интонационную выразительность речи, дикцию, учить исполнять песенку козы от лица разных персонажей. 4) Формировать умение управлять тембром и силой голоса. | Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ мимическая гимнастика «Добрая коза и злой волк»: воспитатель предлагает детям по словесному сигналу изобразить с помощью мимики добрую козу и злого волка – когда я скажу «Коза!», надо показать добрую, улыбающуюся, ласковую козу; когда я скажу «Волк!», надо показать страшного, сердитого, злого волка ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Спой песенку козы» (как коза тоненьким голосом, как волк толстым) ¾ игра на звукоподражание «Угадай, кто за дверью» (избушка, фигурки волка и козы, воспитатель загадывает детям звуковые загадки, озвучивая персонажей: волк поёт грубым, коза тонким голосом: «Ме-ме-ме»; потом загадки загадывают сами дети) ¾ имитационная игра «Слушая мои подсказки, покажи героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал – получает шапочку и показывает героя, используя подражательные движения) ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с шапочками и костюмами персонажей сказки «Волк и семеро козлят») – ряжение, игра «Раз, два, три – герой сказки, замри!» (отработка движений, поз и мимики персонажей перед зеркалом) ¾ разыгрывание пантомимических этюдов по заданию педагога «Изобрази жестами и мимикой» - дети стоят в кругу и по заданию воспитателя изображают персонажей сказки, стараясь передать их эмоции: «Озорной козленок», «Злой волк», «Добрая коза», «Пугливый козленок» и т.п. ¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги ¾ совместное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» по ролям | |||||
3. Организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки
| 1) Развивать творческие способности детей, графомоторные навыки. 2) Закреплять последовательность событий сказки, уточнять образы персонажей. 3) Формировать умение работать в технике оригами 4) Учить играть на металлофоне, подбирать звуки в соответствии с персонажами сказки, развивать слух, чувство ритма | Непосредственно образовательная деятельность (НОД): ¾ Лепка: лепка героев сказки «Волк и семеро козлят» с последующей ее театрализацией с помощью поделок ¾ Музыкальное занятие «Козлятушки-ребятушки» (игра на детских музыкальных инструментах, пение песни козы) | |||||
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ конструирование из бумаги (оригами) персонажей сказки с последующим обыгрыванием ¾ рисование иллюстраций к сказке, изготовление книжки-самоделки, рассматривание и восстановление последовательности событий ¾ музыкальные импровизации «Мама пришла. Ура!» (придумывание и исполнение танца героев в конце сказки под веселую музыку) | |||||||
Самостоятельная деятельность детей: ¾ раскрашивание, рисование героев сказки, изготовление афиш к ней разными способами (рисование, аппликация, коллаж из готовых фигурок) ¾ дидактические упражнения «Найди и обведи героев сказки», «Спрячь козленка» (штриховка) | |||||||
4. Развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки | 1) Поддерживать интерес к совместной театрально-игровой деятельности, настроить детей на разыгрывание сказки. 2) Воспитывать доброжелательность, сочувствие, коллективизм, взаимовыручку. 3) Развивать коммуникативные способности, навыки взаимодействия в коллективе, связную речь. 4) Формировать умение творчески преобразовывать игровое пространство, подбирать соответствующие атрибуты. | Этапы развертывания игры-драматизации: ¾ 1 этап – определение сказки, эмоциональная настройка детей на разыгрывание сказки: игра «Расшифруй сказку» - дети отгадывают сказку по пиктограмме или символьным изображениям, воспитатель предлагает в нее поиграть ¾ 2 этап – уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий (по книжке-самоделке или иллюстрациям) ¾ 3 этап – оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки: дети вместе с воспитателем подбирают и расставляют декорации (домик-ширма, лес из макетов деревьев), шапочки героев сказки, металлофон для озвучивания персонажей ¾ 4 этап – распределение ролей, выбор артистов, музыкантов, того, кто будет говорить слова автора (вначале за автора говорит воспитатель), зрителей (состав исполнителей должен меняться при повторном разыгрывании сказки) ¾ 5 этап – разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей) ¾ 6 этап – показ сказки «Волк и семеро козлят» детям другой группы, родителям ¾ 7 этап – самостоятельная игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят», сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр» |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
2 Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости»: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности [Текст] / Н.М. Крылова. – Пермь: «Книжный мир», 2005. – 448 с.
3 Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
4 Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
5 Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Н.А. Реуцкая. – М.: Просвещение, 2007. – 100 с.
6 Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с.
7 Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 c.
8 Юрина, Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Н.Н. Юрина. - М.: Просвещение, 2002. - 208 с.