Аудиовизуальный метод - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средства зрительной и слуховой наглядности.
Цель: обучение устной разговорной речи
Задача: подготовить учащихся к повседневному общению (разговорный язык)
Чтение, письмо – не может быть основой обучения. Они вторичны, общение – первично.
Основа обучения – устная речь.
Воспроизведение нового материала – на основе целостных структур, отмечается на слух.
большое значение – звуковые образы.
Визуальное образование – диафильмы, и т.д.
Языковой материал усваивается на основе подражания, заучивания наизусть.
Языковой материал: грамматические структуры, лексика; реальные аутентичные диалоги; частотные грамматические структуры
Основное внимание в лексическом составе – слова, выражающие отношение.
Отбор материала – на основе анализа живого языка (впервые!!!)
Отличие метода: широкое использование звуковой и зрительной наглядности.
|
|
Аудиторные занятия – 4 этапа:
Презентация – указание, направление мысли учащихся, восприятие на слух. Ситуация с помощью фильма и фраз.
Объяснение – Учитель задает вопрос, выявляет правильность восприятия звуков и структур. Если есть непонимание – опять наглядность.
Повторение – повторение, таким образом, проверка воспроизведения по записи на магнитофоне – заучивание.
Закрепление – комментарий диафильма без звукового сопровождения (немое кино) > прослушивание магнитофонной записи - > учащиеся варьируют отдельные структуры - > усвоение структур в ходе лабораторного занятия.
Весь цикл заканчивается беседой по теме!
Основа: заучивание наизусть, использование наглядных средств.
Представители этого методического направления не выдвинули новых оригинальных методических принципов, так как были повторены положения аудиолингвального метода. Несмотря на это, данный метод внес свое достаточно ценное в методику. Прежде всего, надо отметить впервые проведенное определение языкового материала для изучения в результате анализа живого языка. Не менее важным является широчайшее использование современной техники. Особенно существенно сопровождение изучаемых диалогов ситуациями, отражающими реальную жизнь страны изучаемого языка, ее особенности, обычаи, культуру.
Сравнение.
Аудиолингвальный метод | Аудиовизуальный метод |
-это метод обучения ИЯ, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала, восприятие и многоразовое прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур (образцов предложений), что ведет к их автоматизации. - приоритет устной речи над письменной (отсюда устное опережение в работе и организация занятий в последовательности «Слушание-говорение-чтение, письмо»); -направленность занятий на формирование речевых навыков в результате выполнения упражнений (многоразовое повторение образцов); - преобладание речевой практики над объяснениями и комментариями; - широкое использование страноведческой информации. Конечная цель обучения заключается в овладении языком кА средством обучения во всех видах устной и письменной коммуникации, при этом главное внимание уделяется устной речи. Упражнения: подстановочные, трансформационные, имитационные, вопросно-ответные. Задания в форме диалога. Лексика недооценена. Недостатки: этап тренировки, не было тренировки, интуитивность; акцент на слуховое восприятие, в то время как многие лучше воспринимают визуально. | - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средства зрительной и слуховой наглядности. - в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспроизведение которого носит целостный характер; - обучение организуется в такой последовательности: слушание-говорение-чтение, письмо; - полное исключение родного языка, либо использование его лишь в качестве средства контроля; - материал вводиться в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения; - подчиненность отбора языкового материала задачам общения. Модель обучения состоит из 4 этапов: 1)представление (глобальное восприятие материала, преимущественно интуитивное); 2) объяснение (поэтапная проработка зрительно-слухового ряда при установке на полное понимание); 3) усвоение его содержания и звуковой синтез; 4) закрепление (образование речевых автоматизмов). Основа обучения заучивания наизусть, использование наглядных средств. |
|
|