Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени

Известную роль в становлении методики преподавания изобразительного искусства в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей (ЦДХВД), в особенности Художественно-методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время он был единственным научно-методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей.

Большую помощь учителям рисования в те годы оказали следующие пособия:

П. Ф. Павлинов. Графическая грамота: пособие для учителей средней школы. М., 1933; Н. Р а д л о в. Рисование с натуры. Л., 1935; Сборник заданий по рисованию. М.; Л., 1938; Пособие по рисованию. / Под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева и К. Н. Корнилова. М., 1938; Я. Б а ш и л о в, Е. Кондахчан. Детский рисунок. М.; Л., 1940.

Известный вклад в дело развития методов преподавания рисования в общеобразовательных школах внес и Константин Федорович Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных школах, Юон интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах.

Апробация экспериментальной программы в 70-х гг. «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива Б.М.Неменского, смысловая концепция – формирование художественной культуры, творчества детей, эмоциональной отзывчивости, нравственности, духовности.

Гос. программы, утвержденные Министерством образования – авторов В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского. Совершенствование программ проблема кадрового обеспечения учебного предмета специалистами; систематическое повышение квалификации учителе изобразительного искусства; усовершенствование материально – технической базы кабинета.

Содержание образования по изобразительному искусству включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Приобретенные направления в преподавании предмета: познавательная действительность (творческое решение учебных и практических задач, участие в проектной деятельности); информационно-коммуникативная деятельность (участие в диалоге, использование различных источников художественной информации); рефлексивная деятельность (оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния, своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей).

Повышение через искусство роли художественного, гражданского, патриотического воспитания, знакомство с традиционным русским искусством, формирование толерантного отношения к другим культурам; способность различать позитивные и негативные масс – культуры; интеграция полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в понимание задач воспитания подрастающего поколения. В стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. На первых порах значительный урон нанесли школе деятели, которые добивались обособления искусства от общих задач Советского государства, отрицали значение овладения наследием прошлого.

В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического советского искусства с последователями буржуазных формалистических направлений, отвергавших серьезную школу. К сожалению, деятели формалистического искусства нанесли много вреда в области художественного образования в первые годы Советской власти. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки антиков, был уничтожен музей, хранивший лучшие работы студентов. В области рисунка, его теории и методики царил хаос. Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной» программой (1923 – 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам (математика, история и т. д.), а в комплексе, куда было включено и рисование.

Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два названных выше: методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения.

Ярким представителем теории «свободного воспитания» и лежащей в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

В конце 20-х – начале 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой и справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. Рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира. При обучении рисованию преподаватель должен был вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки, чтобы они рисовали осмысленно.

Программа, выпущенная в 1931 году, по-новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Большое значение придавалось беседам об искусстве. Беседы должны были знакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, способствовать, идейному и политическому воспитанию.

Широкое распространение в этот период получила антинаучная теория педагогов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его – пустая трата времени. Эта теория нашла отражение в школьных программах.

Деятельность педологов продолжалась с конца 20-х годов до 1936 года, когда вышло постановление ЦК партии от 4 июля «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Теория педологов была создана буржуазными учеными в конце XIX – начале XX века в США, а затем разрабатывалась и в Западной Европе. Перенесение в советскую педагогику антинаучных взглядов педологов было тем более вредно, что оно прикрывалось «марксистской» фразеологией.

Постановление ЦК партии от 4 июля 1936 года восстановило педагогику в ее законных правах. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Учебные программы были переработаны. Это содействовало улучшению качества преподавания рисования в общеобразовательных школах.

Известную роль в становлении методики преподавания изобразительного искусства в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей, в особенности Художественно-методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время он был единственным научно-методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей.

Большую помощь учителям рисования в те годы оказали следующие пособия:

П. Я. Павлинов. Графическая грамота. (Пособие для учителей средней школы.) М., Учпедгиз, 1933; Н. Радлов. Рисование с натуры. Л., Изд-во Областного союза советских художников, 1935; «Сборник заданий по рисованию». М.-Л., «Искусство», 1938; «Пособие по рисованию», под ред. Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева и К. Н. Корнилова. М., Госстройиздат, 1938; Я. Б ашилов и Е. Кондахчан. Детский рисунок. М.-Л., «Искусство», 1940.

Среди широко известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский (1866=1943) и К. Ф. Юон (1875-1958).

Имя Дмитрия Николаевича Кардовского (1866 – 1943 гг.) в истории становления и развития советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлением в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования с высшим образованием (художественно-графических факультетов при пединститутах) для средней общеобразовательной школы. Его заслугой является прежде всего то, что он в период развала художественной школы решительно отстаивал именно школу, обращал внимание на сугубо педагогические проблемы, на вопросы методики преподавания, которые в те годы большинством художников были совершенно забыты. В художественных учебных заведениях почти не учили, ученики были представлены самим себе.

Уже к началу своей педагогической деятельности Д.Н. Кардовский обладал строгой и выдержанной педагогической системой. Он прошел хорошую академическую школу рисунка у прославленного П.П. Чистякова и, кроме того, занимался в Мюнхене в школе у А. Ашбе и сложился как художник у Репина. Таким образом, Кардовский хорошо ознакомился с западноевропейской школой рисунка и сформировался в крупнейшего специалиста учебного рисунка.

Как педагог Д.Н.Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Все ученики Кардовского вспоминают его с большой благодарностью, любовью и уважением.

Кардовский старался не только «поставить глаз и руку» ученика, но и стремился повысить художественную культуру учащегося.

Кардовский прежде всего давал учащимся знания и правильное понимание трехмерной формы, внушая им любовь к природе, а также уважение к законам того и другого. Кардовский учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать. Он помогал им понимать закономерности строения природы и ясно, в пластических образах их себе представить.

В основу своего метода преподавания Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. Особенно большое значение придавал Кардовский конструктивной связи между частями формы предмета. Правильно рассматривает Кардовский и задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. Рассматривая учебный рисунок как строгую учебную дисциплину, Кардовский всегда помнил и об индивидуальности особенностях ученика.

Кардовский воспитал целую плеяду замечательных художников-педагогов. Большой вклад в развитие методики преподавания рисования Д.Н. Кардовский внес в период становления советской школы рисунка.

Д. Н. Кардовский и его ученики были инициаторами создания в 1939 году первого Учительского института, на базе которого в 1942 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина. До 1955 года художественно-графический факультет МГПИ им. В. П. Потемкина был единственным в Советском Союзе факультетом, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием.

Как педагог Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от увлечения «левым искусствам». Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе обучения рисунка Кардовский имел большое количество учеников и последователей.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисованию. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР (1943) и Академия художеств СССР (1947).

В Академии педагогических наук РСФСР создается специальный кабинет эстетического воспитания при Институте теории и истории педагогики (1944), а затем Научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники этого института занялись научным исследованием детского творчества, разработкой учебных программ для школ и методических руководств для учителей.

Вопросами теории методики преподавания рисования начинают заниматься многие специалисты. В помощь учителям школ были изданы работы: Е. С. Кондахчан. Рисование в начальной школе. М.-Л., Учпедгиз, 1946; Е. С. Кондахчан. Методика рисования. М., Учпедгиз, 1947; Л. А. Лилиева. Рисование. М., Учпедгиз, 1948; И. И. Евдокимов. Рисование. М., Учпедгиз, 1949.

В 1951 году издательство «Искусство» выпустило в свет книгу Е. С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее подходить к решению своих проблем.

Особый интерес представляют следующие работы: Н. Н. Волков. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950; Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН, РСФСР, 1956; Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности, детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959 и 1961; Н. Н. Волков. Цвет в живописи. М., «Искусство», 1965; С. В. Кравков. Цветовое зрение. М., Изд-во АН СССР,. 1951;

В 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника – для третьего и для четвертого классов (автор Н. Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.

С начала 60-х годов – экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся советских художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет – «изобразительное искусство».

Много нового внесено и в общую систему общеобразовательных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образования на трехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углубленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобразительному искусству [28, 69].

Методика преподавания изобразительного искусства на современном этапе

В современной общеобразовательной школе особое место в развитии личности школьников занимают искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания.

В условиях возрастания социальной роли личности, важнейшими задачами являются и задачи всемерного расширения межпредметных связей в преподавании искусства, внедрения передового педагогического опыта, авторских нетрадиционных интегрированных программ (утвержденных в Минобразовании РФ, в институтах повышения квалификации и развития образования), активного включения в учебные курсы программы региональных особенностей культуры, искусства [26, 4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: