Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитательных задач. Занятия изобразительным искусством должны способствовать выработке у школьников мировоззрения, содействовать идейно-политическому, нравственному и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования развиваются внимание, память, волевые черты личности школьника, его умственные и художественные способности.

Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель изобразительного искусства не только вырабатывает у учащихся те или иные технические навыки, разъясняет термины, законы, понятия, но и рассматривает каждую учебную задачу широко и всесторонне, с перспективой на общее развитие и воспитание детей.

Специфические особенности проведения и содержания уроков рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, уроков-бесед об изобразительном искусстве могут в разной степени предоставлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей. Анализируя произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства на уроках-беседах, школьники видят красоту окружающей действительности как бы в сконцентрированном виде. Они знакомятся с красотой предметного мира и со сложным духовным миром человека. Немалую воспитательную роль играет и то, что учащиеся начинают воспринимать мысли художника, владевшие им при создании картины.

Принцип научности

В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности.

Задача педагога – изложить закономерности строения природы и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. П. П. Чистяков, определяя искусство, писал: «Высокое, серьезное искусство живописи без науки не может существовать. Наука в высшем проявлении ее переходит в искусство». История убедительно показывает, что выдающиеся художники всегда использовали науку в практике искусства.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его, мы не только стараемся скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру. Рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме понятий, суждений и умозаключений, искусство же – в образной форме.

Основной задачей преподавателя является указание путей правильного наблюдения и познания реальной действительности. Одно из основных требований принципа научности – точность терминологии. Научность обучения требует от учителя изобразительного искусства хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: