Дидактические принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников.
Успешное выполнение учебно-воспитательных задач, поставленных перед общеобразовательным предметом «Изобразительное искусство», повышение эффективности уроков изобразительного искусства возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе преподавания.
Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета. Рассмотрим, какое выражение находят дидактические принципы в преподавании изобразительного искусства в школе.
Основные дидактические принципы обучения изобразительному искусству в школе.
Методика преподавания основывает свои положения на данных педагогической науки. Однако одна педагогика без практики не дает возможности овладеть искусством преподавания, она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю правильно строить учебный процесс. Для успешной работы в школе учитель должен хорошо знать основные положения дидактики и уметь их творчески реализовать на практике. Выделяют следующие дидактические принципы:
1. Принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру.
2. Принцип научности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип активности и сознательности обучения.
5. Принцип систематичности и последовательности обучения.
6. Принцип доступности и посильности обучения.
1. Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная проблема педагогики. Ее разрешение ложится и на учителя рисования. Он также должен, обучая искусству, воспитывать. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, прекрасной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека. Зная это, учителю рисования надо умело их использовать в воспитательных целях. Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Учитель должен заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности и, к этому имеются все возможности. Дети очень наблюдательный, восприимчивый народ. Заинтересуй их не только стариной, но и красивыми новыми архитектурными сооружениями и они сами с гордостью будут показывать вам, какие еще современные памятники архитектуры они видели. От этого у них не пропадает интерес и к красивому заросшему пруду, но они не будут ограничивать свое восприятие прекрасного только прошлым. Художественное воспитание должно рассматриваться и как эмоциональное воспитание, воспитание чувств, умение глубоко пережить, красочно и образно выразить средствами рисунка свои мысли и чувства об окружающей действительности.
2. В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, то есть знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучают законы светотени, анатомии и т.д. Обучая перспективному рисованию, мы обращаем внимание всех детей на точное соблюдение правил и законов перспективы. Анализируя конструктивное строение формы, все ученики привыкают строго соблюдать в рисунке структуру данного предмета. А познание натуры у школьника должно быть объективным, правильным, возникающим на основе серьезных научных знаний. Поскольку законы строения форм природы и явлений действительности остаются одни и те же, независимо от того, кто их наблюдает, в каждом явлении, в каждом предмете, каким бы он ни казался ученику, существует определенная закономерность строения, объективная и независимая от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения – благодаря вещам. Принцип научности рисования имеет огромное значение как средство развития наблюдательности и любознательности. Также для педагога важно приучить ребят сочетать процессы анализа и синтеза – процессы расчленения целого на части и обратно – воссоединение их в единое целое. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности.
3. Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания. Учителю рисования приходится постоянно использовать средства наглядности. На уроках декоративного рисования это могут быть: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества, резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись – Хохломская, Городецкая, Жостовская и т.п. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам ИЗО искусства – рисунку и живописи. Основными средствами наглядности на уроках рисования являются: схематичные рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцы скульптуры, модели из проволоки, картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры; специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением; репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью; специальные приборы – цветовой круг и тоновый круг для развития у детей чувства цвета и тона; наборы цветных слайдов для ознакомления детей с элементарными законами цветоведения. Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – ее форму, структуру, цвет и фактуру. Одним из эффективных приемов наглядности являются рисунки педагога. К педагогическому рисунку можно отнести рисунок мелом на классной доске, зарисовки учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерности строения натуры, помочь детям понять процесс изображения, но и в том, чтобы научить их приемам работы.
4. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без него невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Особое значение принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях. Сознательная активность и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.
5. Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях, навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет. Для соблюдения данного принципа большую помощь оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач. Объем и содержание того или иного материала для каждого класса определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности.
6. Разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить и принципе доступности и посильности обучения. Данный принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы привести сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие – с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.
Каждый описанный принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения. Итак, преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, и какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усвоить знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.