Принцип прочности усвоения учебного материала

Принцип прочности усвоения учебного материала обусловлен общими задачами школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами. Действительно, прочность усвоения материала во многом зависит от сознательности выполнения учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.

Усвоение нового учебного материала детьми будет прочнее, если учитель будет постоянно опираться на ранее изученный. И какой бы метод обучения ни использовался, остается в силе основное требование: при объяснении исходить из того, что фактически учащиеся видели, слышали, знают, умеют. Успешное обучение школьников основам изобразительной грамоты требует прочного усвоения как теоретических знаний в области изобразительного искусства, так и графических умений и навыков. Программа ставит задачу, чтобы учащиеся прочно овладели методикой анализа формы, конструктивного строения, цвета и умели передавать эти свойства в рисунке. Указанные знания, умения и навыки составляют по существу основу обучения изобразительному искусству, поэтому понятна необходимость прочного овладения всей их системой. Чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опроса. Этого можно добиться с помощью наглядных пособий, бесед в процессе рисования с натуры, на темы и декоративного рисования, различных форм объяснения учебного материала, а также включая в урок кратковременные графические и живописные упражнения и задания на выполнение быстрых набросков с натуры, по памяти и по представлению.

Принцип наглядности

Один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности обучения – обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий. Глубоко исследовал применение наглядных пособий в процессе обучения Я. А. Коменский, который предлагал осуществлять принцип наглядности на уроках посредством наблюдений реальных предметов или наблюдение моделей (если нет реальных предметов) и рисунков, картин. При этом Коменский провозгласил «золотым правилом» дидактики следующее: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия – зрением, слышимое – слухом, запахи обонянием, подлежащее вкусу вкусом, доступное осязанию путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными.

Все правила, законы должны быть наглядно продемонстрированы учащимся. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. Это положение обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями, причем понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: