Принцип активности и сознательности обучения

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания.

Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала.

Один из таких приемов – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок. Чем полнее учащиеся осознают как общие цели обучения изобразительному искусству, так и задачи конкретного урока, тем сознательнее они будут подходить к учению, тем активнее будут относиться к объекту изображения и процессу рисования. Четкое знание целей и задач урока, последовательности работы позволяет учащимся самостоятельно распределить свое время, творчески подойти к выполнению задания.

Активности учащихся на уроке способствует и постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимися вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока. Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома. Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Не следует думать за ученика или рисовать за него – пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Активизация познавательной деятельности. Активность учащихся к обучению проявляется в интересе к изучаемой теме, к заданию, во внимании, понимании изучаемого материала. Можно выделить 3 уровня познавательной активности.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, но здесь отсутствует у учащихся стремление к углублению знаний.

2. Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. На этом уровне активности учащиеся более самостоятельны, при затруднении ищут пути преодоления их.

3. Творческий уровень активности – характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения проблемы. Учащиеся настойчиво продвигаются к цели, проявляя разносторонний интерес.

Повышает усвоение изученного материала уроки с элементами игры, соревнования, конкурса. Важным является использование наглядных и раздаточных пособий.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: