Принцип систематичности и последовательности в обучении

Принцип систематичности и последовательности в обучении изобразительному искусству обусловлен как логикой изучаемого материала, так и закономерностями умственного и физического развития детей. Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.

Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.

На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи.

Серьезный момент в педагогической работе – связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему.

Систематичность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков требует от учителя изобразительного искусства строгого отбора учебного материала, предметов натурных постановок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденным и последующим.

Принцип доступности обучения

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного развития. Преодоление школьниками посильных трудностей служит условием развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые в свою очередь обеспечивают поступательное движение учебного процесса. Непосильность или, наоборот, излишняя легкость решения учебных задач снижает познавательную активность учащихся, тормозит развитие их интеллекта, ослабляет интерес к учебе.

Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т. е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее обучение.

Для того чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые, согласно теории известного советского психолога Л. С. Выготского, лежат в «зоне ближайшего развития». В настоящее время в школах действуют программы, которые составлены с учетом возрастных возможностей усвоения современными школьниками учебного материала и обеспечивают наиболее успешное умственное и психическое развитие детей.

Принцип доступности обучения обязывает учителя учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Индивидуальный подход к учащимся означает повышение уровня трудности в индивидуальных заданиях по рисованию с натуры, на темы и в декоративных работах для более сильных и подготовленных школьников и помощь слабым, подтягивание их до общего, требуемого программой уровня. Это осуществляется различными способами активизации познавательной деятельности учащихся, разработкой посильных заданий, наглядным показом на доске или на полях ученических рисунков приемов работы карандашом и кистью, особенностей конструктивного строения изображаемого предмета и т. д. Учитель должен все время помнить, что только при дифференцированном подходе к учащимся можно достигнуть успеха в обучении.

Доступность обучения предполагает соблюдение дидактических правил: 1) от легкого к трудному; 2) от известного к неизвестному; 3) от простого к сложному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: