Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства

Исследователю (будущему педагогу) необходимы в процессе проведения педагогического эксперимента (наблюдения за процессом преобразования), объективная информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей). В области изобразительного искусства приоритет может быть отдан следующим видам критериев: образовательному, индивидуально-личностному развитию, воспитанности.

Образовательный критерий:

– качество подготовки по изобразительному искусству или его видам (живописи, рисунку, декоративно-прикладному искусству и т.п.);

– глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, творческий поиск и преобразование); уровень сложности выполнения творческих задач.

Критерий индивидуально-личностного развития:

– широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

– характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

– степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и сорадоваться, понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

– развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии;

Критерий воспитанности:

– сформированность патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;

– степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;

– развитие толерантности, стремления помогать другим людям.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффектнее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Таким образом, можно выделить следующие критерии оценки рисунка учащихся:

1. Как решена композиция: организованность плоскости листа, согласованность между собой всех компонентов изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративном изображении).

Сюда же можно включить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связаны с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. Здесь опять-таки проверяется качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и общей формой.

4.Перспектива: как ученик усвоил правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5.Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как передан свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, какова объемно-пластическая выразительность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих-мазок в построении изображения, каковы выразительность линий, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы школьника.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструктивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки.

Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.

Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога. Необходимые критерии наглядности на уроках ИЗО:

– соответствие учебному материалу;

– не перегруженность зрительными впечатлениями;

– зрительный ряд не должен содержать готового решения поставленной уроком цели;

– активное использование современных ТСО.

Далее идет разбор примеров.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности.

Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога -подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

Правка педагогом работы учащихся. Преподаватель наглядно демонстрирует как можно исправить конкретную работу, при этом учащиеся лучше усваивают конкретную технику.

Особенности работы мелом на доске:

1) соответствие учебному материалу;

2) кратковременность работы на рисунком;

3) рисунок должен быть нагляден и не перегружен деталями. Далее идет разбор примеров.

Специфические формы организации занятий изобразительным искусством

Организация разных форм художественной деятельности – особенность уроков изобразительного искусства – стремление к созданию атмосферы увлеченной и творческой активности. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» о чередовании индивидуального практического творчества деятельности. Коллективные формы работы (работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы каждый выполняет свою часть общего панно или постройки). Совместная творческая деятельность детей, ее влияние на воспитание культуры общения между детьми, умение ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважение относиться к работе товарища, дает положительный результат – стимул для дальнейшего творчества. Коллективная работа подведение итого общей большой темы четверти (привести пример).

Роль обсуждения детских работ (их содержания, выразительности, оригинальности) на активизацию внимания детей, формирования опыта творческого общения, совершенствование художественного языка. Роль организации детских выставок индивидуальных групповых и коллективных работ.

Украшение школы коллективными работами. Освоение учениками различного художественного материалов в ходе индивидуальной групповой коллективной работы и инструментов, смена художественного материалов, знакомство с их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы учениками как стимул их интереса к предмету, изучения искусства и условие формирования личности ребенка.

Не традиционные формы занятия (урок фантазирование, урок – диспут, урок – ярмарка, урок – конференция, интегрированный урок, урок – КВН, урок – олимпиада, урок – вернисаж, урок – телемостик).

Организация внеурочной работы по эстетическому воспитанию

Система эстетического воспитания называется единой. Поскольку объединяет все сферы деятельности школьника, как в общеобразовательной школе, так и вне ее стен. Обучение пониманию искусства, его эмоциональное освоение являются главными задачами воспитания эстетически развитой личности. Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Интересной является система эстетического воспитания, разработанная Н.Н.Сокольниковой. Теоретический анализ, опирающийся на концепцию системного понимания воспитания, разработанного Ю.П.Сокольниковым, позволила автору убедительно показать, что эстетическое воспитание пронизывает все аспекты целостного воспитательного процесса. И, что особенно важно, в этой системе человек – это объект и субъект культуры, носитель и творец культурной среды. Н.Н.Сокольникова показывает возможность гармонизации логического и образного начала в содержании общего образования с помощью искусства, поскольку оно объединяет эстетические, нравственные и другие виды воздействия на человека, т.е. формирует его гармонично. Система включает в себя разнообразные модели общеобразовательных учреждений, учебно-методический комплекс и научно-обоснованные рекомендации по развитию художественно-творческой активности учащихся на занятиях изобразительным искусством. Автор пишет: “…происходит знакомство со всем многообразием видов и жанров искусства как профессионального, так и народного, как классического, так и современного”.

Единству трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно – прикладным искусством, подчинены основные положения системы предлагаемой А.С. Хвостовым.

Одну из актуальных социально- педагогических проблем- формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно- эстетической организации среды- раскрывает В.В. Корешков.

Автор рассматривает в своей работе концепцию связи «человек – среда» во всех проявлениях. Он дает глубокий анализ художественно – этнической среды, которая в процессе декоративной деятельности школьников рассматривается как необходимый компонент формирования личности и выделяет ее аспекты:

· предметный – наличие различных произведений искусства на занятиях с детьми и использование их в учебном процессе;

· творческо-практический – участие детей всех возрастных групп в процесс создания среды;

· социальный – уровень развития у детей эстетического восприятия используемых произведений искусства.

Формы внеклассной учебной работы: предметные кружки; викторины; олимпиады; студии; консультации; факультативы; семинары; конференции; дополнительные занятия; предметные внеклассные занятия; конкурсы.

Педагогический эксперимент

Эксперимент является основным исследовательским методом, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменить, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.

Виды эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы, позволяющий моделировать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучать механизмы возникновения и проявления психических процессов.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучить.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими.

Констатирующий эксперимент ставит задачу выявить наличие состояния им уровня сформированности некоторого свойства или параметра, определяет актуальность исследования.
Формирующий эксперимент ориентирован на изучения динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогического явления в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: