Виды и содержание внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству

Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству

Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. На внеклассных занятиях дети продолжают развиваться, совершенствовать своё мастерство.

Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по ИЗО является эстетическое воспитание учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план мероприятий, наметить их тематику, согласовать с классом, классным руководителем, со школьным планом внеклассных мероприятий, учитывать возрастные особенности учащихся.

План внеклассных и внешкольных мероприятий
на 1 четверть 2003–04 уч. года

школа №

Учитель по ИЗО ________________

Дни и часы Наименование мероприятия Цели и задачи Классы
5.09, 12.09, 19.09, с 13 до 15 ч Изокружок. Занятия рисунком и живописью Развитие умения строить изображение согласно законам перспективы, цветоведения 4 – 6
15.09 в 13 ч Доклад ученика на тему: «Леонардо да Винчи» Знакомство с творчеством великого итальянского художника 6

Изокружок

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепка, ДПИ, оформительского дела, линогравюры, керамики, «Юных искусствоведов», мозаики.

Знания и навыки, приобретённые в кружке, учащиеся применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций,оформительских работ. Группы комплектуют по 10-15 человек примерно одного возраста: 1-3 кл, 4-6 кл. При планировании работы необходимо учитывать количество членов изокружка, количество часов, тематику заданий, методику проведения занятий, организацию итоговых выставок (в конце полугодия).

План – конспект занятий в изокружке пишут как план урока ИЗО, так же тщательно готовят натурные постановки, таблицы, наглядный материал. Учебные задания можно делать более длительными 3-6 часов; применяют разнообразные художественные материалы – сангину, уголь, пастель и т. д.

Необходимо выбрать старосту, который является помощником учителя: следит за посещаемостью, дисциплиной.

Экскурсии

Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунком. Экскурсии устраивают с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. Учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод, фабрику. Необходимо предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с её планом, организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной программой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное, и разъяснить непонятное.

Беседы

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не даёт возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Методика проведения бесед по ИЗО строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Необходимо подробно объяснить то, что детям непонятно.

Лекции

Надо строить лекции с учетом возраста учащихся, их подготовленности, материал излагать в простой и занимательной форме, с паузами, которые заполнять собеседованием.

Лекции могут проводиться учителем или приглашенным специалистом. Надо заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Подготовить помещение и технические средства. Лекцию можно провести и в музеях.

Доклады

Их делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы. Тему доклада и список литературы преподаватель предлагает докладчику за месяц или 2 недели до выступления, дает рекомендации, как лучше развить тему, какими материалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Одновременно с докладчиком готовятся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока: 45 минут. Сам доклад занимает минут 20-25. Надо прикрепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему работать с иллюстративным материалом.

Кинофильмы, видеофильмы

Тема кинофильма должна соответствовать учебной программе, учитывать возраст учащихся. Учитель проводит беседу перед просмотром или после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоит после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими в классе.

Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Возможности кино позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.

Домашнее рисование учащихся

Педагогу необходимо просматривать домашние рисунки, выполненные учащимися по собственной инициативе, чтобы сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее, и оберегать от влияния дурного вкуса. Преподаватель может показать и подсказать новую тему, пути ее решения, внушить веру в свои силы.

Школьные вечера – концерты

Их посвящают выдающимся художникам. Они устраиваются совместными усилиями учителей разных предметов. Дети играют главную роль в проведении вечеров – концертов, они и организаторы и исполнители. Под наблюдением взрослых распределяют между собой обязанности ведущего, художников-оформителей, техников-осветителей, организуют музыкантов. [28, 207]

Организация общешкольных выставок ученических рисунков.

Такие выставки обычно устраиваются в конце учебного года как творческий отчет в работе кружков. Выставки оформляются в кабинете или коридорах школы. Рисунки размещают на специальных стендах, обтянутых серой бумагой или материей, не слишком близко друг к другу. Подписи аккуратно пишут на отдельных листочках бумаги. В начале экспозиций вывешивается плакат, в котором сообщается, учащиеся каких классов участвуют в выставке, какова тематика рисунков.

Конкурсы по изобразительному искусству.

Обычно проводятся тематические конкурсы на лучший рисунок «Моя Родина» и т.д.

Оформление школы и стенгазет.

Сбор предварительного материала, выбор сюжетов, элементов декоративных украшений, шрифта, размеров и формата стендов, газеты, композиционного и цветового решений в эскизах вызывают высокую активность школьников, воспитывают чувство коллективизма, персональной ответственности за полученное дело.

Школьные музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки, экспозиции, проведении бесед, лекций в музеях способствует развитию у учащихся интереса и любви к искусству, формированию у них эстетического вкуса. Собирая материал для музея, они соприкасаются с произведениями народного искусства, узнают историю их возникновения, методы исполнения, учатся видеть поэтическую выразительность того или иного произведения.

Походы по родному краю.

Целью этих походов является изучение местных памятников архитектуры, сбор предметов ДПИ, походы проводятся по темам: «Мой край любимый», «Искусство нашей Родины» и т.п.

Факультативные курсы.

Факультативные занятия в школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

Факультативные занятия по ИЗО начинаются с 8 класса. Их организуют с учетом материальной базы и местных условий. Например, в районах, где развиты художественные промыслы, целесообразно организовать соответствующий курс.

Учащимся следует давать индивидуальные задания, а также привлекать их к общественно-полезной работе: праздничному убранству школы, оформлению стенгазеты и т.д. Факультативные занятия проводятся на повышенном уровне, однако доступном для относительно широкого круга учащихся. Часто применяют лекционное изложение материала, практические занятия, организуют различные формы творческой самостоятельной работы школьников. В отличие от уроков и кружковых занятий факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер.

По программе В.С. Кузина предлагается два варианта факультативных занятий.

8-9 класс

1. Живопись и графика

2. Скульптура и керамика

10–11 класс

1. Живопись и графика

2. История изобразительного искусства.

Преподаватель имеет возможность организовать факультативные курсы на 3, 2 и 1 год [12, с. 92].

Планирование занятий кружка. Составление календарно-тематического плана, плана-конспекта урока.

Цель практического занятия – обучение навыкам составления рабочей программы кружковой работы. На занятии студенты составляют пояснительную записку, календарно – тематический план кружка для определенной возрастной группы, содержание работы. Для этого анализируют школьные программы кружковой работы, подбирают с преподавателем методическую литературу. В результате должна получиться рабочая программа кружковой работы по выбранному направлению, которая в дальнейшем с необходимыми дополнениями может быть использована в курсовой работе по изобразительному искусству.

Работа с родителями

Содержание:

Совместная работа школы и семьи по художественному воспитанию детей. Значение работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Пропагандистская и просветительная деятельность школы.

В начале каждого учебного года учителю изобразительного искусства необходимо посетить родительские собрания. Он знакомит родителей с учебно-воспитательными задачами уроков изобразительного искусства, рассказывает об особенностях заданий в этом учебном году. Каждый ребенок должен вести поисковую работу по изобразительному искусству, в жизненных ситуациях, в природе, в литературе, в телевизионных передачах и других источниках информации отбирать нужный материал. Родители могут ему помочь в этом. Родители должны проявлять внимание к успехам ребенка, поощрять его, вывешивать дома его рисунки, с уважением относиться к творчеству. Если ребенок видит заинтересованность родителей, у него сформируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Учитель также сообщает, какие материалы и принадлежности для уроков изобразительного искусства нужны. Часто для конструктивных, дизайнерских работ, аппликаций, коллажей нужен бросовый материал, который помогут собрать родители. Для успешной работы по изобразительному искусству необходимы качественные материалы и принадлежности. Учителю иногда приходится объяснять, что кроме акварельных красок и фломастеров необходимы гуашь, пастель, уголь и другие материалы. Можно организовать для родителей лекции, которые помогут им разбираться в вопросах искусства, чтобы правильно осуществлять эстетическое воспитание детей в семье.

Учитель изобразительного искусства организует совместно с учениками выставки детских работ ко времени проведения родительских собраний. Можно подготовить ученика-экскурсовода, чтобы познакомить родителей с особенностями творческих работ, рассказать о теме четверти.

Рекомендуется на внеклассные мероприятия приглашать родителей, совместно с ними их готовить и проводить. Большую помощь окажут родители в совместном посещении с детьми музеев, картинных галерей, театров. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение виданного и слышанного. В этих обсуждениях родители учатся давать квалифицированную оценку произведениям искусства [17, с. 19].

Формы работы с семьей: родительские собрания и конференции, открытые занятия и досуговые мероприятия, выставки детских работ, информационные стенды, беседы и консультации с искусствоведческой тематикой.

Анализ урока учителем изобразительного искусства (самоанализ)

В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи

между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа учителем своей собственной работы Сухомлинский видел в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Это становится началом высшего этапа педагогического творчества – сочетания практики с элементами научного исследования. В самой своей основе педагогический труд, требующий анализа фактов и умения предвидеть, имеет родство с научным исследованием. В основе творческого труда учителя – прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

Анализ урока учителем – критический анализ собственного урока, показывающий способность и умение вынести точную оценку самому себе и учить этому школьников. Критичное отношение к своей работе – это умение не только выделять недостатки и исправлять их, но и видеть положительное и закреплять его. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать свою педагогическую деятельность. Как правило, самоанализ осуществляется уже в ходе подготовки урока, в его предвидении, затем в ходе самого урока, когда учитель осуществляет самонаблюдение, самообобщение и самоконтроль. После урока самоанализ осуществляется ретроспективно, когда урок уже дал результаты. В теории и практике используется много самых различных видов анализа урока. Выделим наиболее часто употребляющиеся:

1. Дать характеристику класса, в котором будет или уже проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст детей, их психолого-физиологические особенности, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к предмету и др. Такая обобщенная характеристика должна быть при каждом анализе урока, но любой учитель знает, что ее составляющие много сложнее и шире. Остановимся на них подробнее. Урок сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретного ученика, поэтому при его организации учитель в той или иной степени учитывает следующие аспекты: структуру межличностных отношений (лидеры – предпочитаемые, аутсайдеры – непредпочитаемые), круг желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав и т. д.; недостатки биологического развития учащихся (дефекты зрения, слуха, чрезмерная заторможенность или повышенная возбудимость, патологические отклонения и т. д.); недостатки психического развития, слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных учащихся, слабое развитие волевой сферы, слабое развитие эмоциональной сферы личности; развитие психических свойств (отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношении личности к самому себе, учителю, семье, коллективу); недостатки подготовленности учащихся (пробелы в фактических знаниях и умениях,

проблемы в навыках учебного труда, дефекты в привычках и культуре поведения).

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся. Опираясь на характеристику класса, определить, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.

4. Охарактеризовать замысел урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала, как будут усваивать его ученики (методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; какая часть материала требует помощи учителя при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при достижении нового, как закрепить вновь изученное, что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединой цели урока). Определить тип и структуру урока.

5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.

6. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.

7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия (подготовленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаимоотношения и доверия в группах учащихся, сотрудничество учителя и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т. д.).

8. Проанализировать результат урока во взаимосвязи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащихся в освоении тех или иных художественных знаний, умений и навыков, показать возможные методические ошибки учителя в преподавании учебного материала, открыть новые возможности реализации учебного материала в практических работах детей.

9. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в звеньях «учитель – класс», «учитель – микрогруппы», «ученик – учитель», «ученик – ученик».

10. Если учитель считает, что результат урока мог быть более высоким, нужно попробовать определить, что помешало его достичь (слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем или сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели урока и т. д.).

11. Отметить, все ли потенциальные возможности (свои и класса) учитель использовал; если нет, то почему.

12. Отметить, что учитель хочет изменить в уроке или развить в дальнейшей работе над темой урока.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: