Нормативные основы и характеристика содержания регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования

 Нормативной правовой основой для разработки и определения объёма части формируемойучастниками образовательных отношений Программы, является Закон. На основе положений ст.11. ч.2 Закона требования к основным образовательным программам, а именно к их структуре, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям результатам их освоения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно п. 2.11.2 Стандарта, часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-  выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

 - сложившиеся традиции Организации или Группы. (п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования)

В соответствии с п.2.9. ФГОС дошкольного образования, назначение регионального компонента Программы заключается в:

 - защите и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России;

- обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;

-формирование у дошкольников системы представений о своей малой родине, своем регионе.

 Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.  Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

 В соответствии с п.2.11. Стандарта рекомендуемый объем части Программы формируемой участниками образовательных отношенийсоставляет не более 40 %. Т.е. стандарт дает возможность расширить содержание раздела регионального компонента.

 Вместе с тем Стандарт не указывает на   необходимость делить каждый раздел на две части в буквальном смысле. Так, например, в соответствии со Стандартом в содержании пояснительной записки целевого раздела должны быть раскрыты значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфика условий. Таким образом, раскрывая приоритетное направление, которое собственно зависит от особенностей контингента или специфики условий,  в Программе  уже представлена часть, формируемая участниками образовательных отношений.

  С целью обеспечения  планирования содержания регионального компонента Программа должна максимально учитывать условия и специфику деятельности Организации, к которым относятся:

-размер Организации, определяемый общим числом детей и групп;

 -потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, обусловленные особенностями индивидуального развития воспитанников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, возможностями педагогического коллектива;

-контингент родителей (законных представителей), их возможности и готовность участвовать в образовательной деятельности совместно с педагогами  Организации;

- кадровые, материально-технические условия (наличие помещений, их оборудование и др.) Организации;

- возможности окружающего социума для развития детей;

- ожидаемые перспективы развития данной Организации и соседних Организаций.

Региональный компонент Программы  также может включать элементы деятельности, которые составляют ее уникальность, отличают данную Организацию от других. Это может быть собственные традиции, устои, свои находки в работе с воспитанниками и др., то есть свой собственный положительный опыт практической деятельности и др.  Этот раздел Программы является областью освоения ребенком  мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию. Свобода выбора регионального содержания дает Организации возможность отражать специфику культуры России, Орловского края путем выделения комплекса особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой.

 Региональное содержание программы разрабатывается с учетом исторического прошлого,  например характера и структуры местных ремесел, литературного наследия Орловщины, настоящего и будущего Орловского края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни. Необходимо, чтобы программа предусматривала освоение регионального содержания через реализацию системно- деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают непонятные сведения из истории Орловского края, своего села или города, а проживают реальные эмоциональные события, совершают понятные для них действия и поступки. Важно, чтобы дети активно, эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции, и особенности культуры своего села или города; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в  помощи и поддержке.

При наличии в Организации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, содержание регионального компонента обязательно включается в раздел, связанный с организацией коррекционной работы с дошкольниками.

Образовательная деятельность по реализации содержания регионального компонента Программы, будет успешен при соблюдении следующих принципов:

 · принципа поддержки инициативы детей в в формах, специфических для детей данной возрастной группы, п режде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 · принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

 · принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 · принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

 · принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

 · принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

 · принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Для эффективной реализации регионального компонента необходимо соблюдать так же ряд педагогических условий:

 · создание культурно-развивающей среды в ДОУ;

 · подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

· организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

 · организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;

· интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.

Содержание регионального компонента Программы в конечном итоге должно быть направлено на достижение целевых ориентировСтандарта и устранение тех недостатков в организации образовательной деятельности, которые ранее могли препятствовать их достижению.

Таким образов, вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а Стандарт учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников),а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: