Психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание

Группа 19-108

Езина Ксения Алексеевна

Тестовые задания

Текущего контроля успеваемости (по темам или разделам)

Тема 2. Методы психологии. Психологическая теория деятельности

1. Метод - это...:

Способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности

2. форма познания окружающей действительности

3. наблюдение

2. Какая методика не относится к проективным:

1. метод чернильных пятен Роршаха

Социометрия

3. тест тематической апперцепции (ТАТ)

3. Специфический метод, который используется только в психологии:

1. тестирование

2. анализ результатов деятельности

Самонаблюдение

4. Деятельность - это:

Динамическая система взаимодействия субъекта с миром

2. активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект

3. специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями

5. Основными методами психологического исследования являются:
1. наблюдение;
2. эксперимент;

3. спор;
4. беседа;
5. самонаблюдение.

6. цитирование

6. К основным видам деятельности относится:

1. Отдых

2. Активность

4. Релаксация





Игра

7. Побудительными причинами деятельности человека являются:

Мотивы

2. Эмоциональная стабильность

3. Удовлетворение от процесса

4. Желание

8. Ведущий мотив обладает … функцией:

1. Поддерживающей

Смыслообразующей

3. Мотивирующей

9. К основным видам опроса не относится:

1. Письменный опрос

2. Свободный опрос

Открытый опрос

4. Устный опрос

10. Эффективное изучение психических явлений осуществляется при:

Комплексном применении различных методов

2. Проведении эксперимента

3. Длительном наблюдении за объектом исследования

4. Использовании проективных методик.

 

Решение ситуационной задачи:

О каких методах психологического исследования идет речь в каждом примере? Каковы достоинства и недостатки каждого из них? Попробуйте привести примеры каждого метода.

А. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному случаю для ответа на вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

Ответ:

Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. Праксиметрический метод.

Достоинства: В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).
Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.
Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.


Недостатки: В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.
При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.
При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Б. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизованную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

Ответ: Психодиагностический метод.

Достоинства: В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).
Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.
Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.


Недостатки: В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.
При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.
При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

В. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые можно заключить об их психологических качествах.

Ответ: Личностный опросник.

Достоинства: Простота применения, легкость обработки, наглядность представления результатов.


Недостатки: 1)Зависимость проявления черты от определенных условий, 2)изменчивость ответов при повторном тестировании, 3)существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов Влияние факторов, имеющих установочную природу Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми.


Примеры:
1. ММРI (мультифакторный личностный опросник, разработанный в Миннесотском университете, США).
2. Русскоязычный аналог - СМИЛ (Стандартизованный многофакторный метод исследования личности, под руководством Л. Собчик), адаптированный вариант теста MMPI.
3. 16 PF личностный опросник Кеттела (“16 личностных факторов”).
4.CPI (CaliforniaPsychologicalInventory), Калифорнийский личностный опросник, показывает проекцию личностных особенностей на социальное поведение.

Г. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают заключение об изучаемых качествах

Ответ: Тест интеллекта

Достоинства: 1. Простота применения.
2. Легкость обработки.
3. Наглядность представления результатов.
4. Высокие показатели надежности.
5. Минимальное влияние психодиагноста на результат обследования.

 

Недостатки: 1. Усреднённость результатов.
2. Неоднозначное решение.
3. Актуальность результатов.

 

 























Тема 3.

Психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание.

 

1. К познавательным психическим процессам не относятся:

1. ощущение и восприятие

2. мышление и воображение

Темперамент

4. память


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: