1. да
2. нет
3. восприятие больше, чем ощущение
4. восприятие меньше, чем ощущение
3. По продолжительности удержания информации память делится на:
1. кратковременную, долговременную
2. двигательную, эмоциональную
3. образную, словесно-логическую
4. Произвольную, непроизвольную
4. Мышление и речь -это:
1. два взаимосвязанных психических процесса
2. два не взаимосвязанных психических процессов
3. психические свойства личности
4 психические состояния
5. К мыслительным операциям не относятся:
1. анализ и синтез
2. обобщение
3. абстрагирование
4. суждение
6. Запоминание - это:
1. процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленной информации
2. процесс, направленный на закрепление новой информации путем связывания с приобретен ной ранее
3. процесс, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация
4. процесс заключается в невозможности извлечения ранее закрепленного
7. Переключение внимания проявляется:
1. в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой
2. в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающий большей раздражающей силой
3. в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле восприятия
4. все ответы верны
|
|
8. К основным видам внимания относят:
1. произвольное
2. непроизвольное
3. послепроизвольное
4. все ответы верны
9. Не является формой мышления:
1. суждение
2. умозаключение
3. абстрагирование
4. понятие
10. К формам воображения относят:
1. мечты
2. грезы
3. галлюцинации
4. все ответы верны
Решение ситуационной задачи:
Задача № 1
Какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
|
|
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.
Ответ:
А) произвольное
Б) произвольное
В) непроизвольное
Г) произвольное
Д) непроизвольное
Е) непроизвольное
Ж) произвольное
З) произвольное
И) произвольное
К) произвольное
Л) произвольное
М) произвольное
Н) непроизвольное внимание.
Задача № 2
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.
Ответ: контрастные цвета.
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».
Ответ: изменение интенсивности
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
Ответ: формы или размеры
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».
Ответ: повторение
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
Ответ: искусственное подогревание общественного интереса
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ответ: новизна
Задача № 3
Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
Ответ: аналитическое
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
Ответ: наглядно-действенное
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
Ответ: абстрактно-логическое
г) Собирание ребенком конструктора.
Ответ: наглядно-образное
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
Ответ: наглядно-образное
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
Ответ: абстрактно-логическое
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
Ответ: абстрактно-логическое
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
Ответ: клиническое
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
Ответ: наглядно-образное
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
Ответ: абстрактно-логическое
л) Решение учебной задачи новым способом.
Ответ: словесно-логическое.
Задача № 4
Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их. з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
Задача № 5
Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
|
|
Ответ: слуховая
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
Ответ: зрительная
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
Ответ: слуховая и зрительная
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
Ответ: вкусовая
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов, и просит повторить то, что он услышал.
Ответ: слуховая
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
Ответ: зрительная
ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
Ответ: слуховая
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
Ответ: мышечная
и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
Ответ: слуховая
к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
Ответ: слуховая
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
Ответ: зрительная
м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.
Ответ: вкусовая.